Рынок труда в условиях взаимной монополии

Взаимная монополия на рынке труда
Сознавая потенциальную опасность узкоэгоистических действий профсоюзов для экономики, следует, однако, иметь в виду, что одностороннее господство профсоюзов на рынке труда ¾ весьма редкое явление. На практике профсоюзы обычно противостоят мощным гигантским корпорациям, ни в чем не уступающим им по своей мощи (а часто и превосходящим). Такая рыночная ситуация получила в экономической теории название взаимной, или двусторонней, монополии.
Рис.1.10 Рис.1.13

Как же приходит к рыночному равновесию взаимная монополия?
Для изображения этой ситуации требуется совместить два известных нам графика: график спроса на труд при монопсонии (рис. 11.10) и график установления повышенной заработной платы под давлением отраслевого профсоюза (рис.11.13). Итоги этого наложения представлены на рис. 11.14.
Предприятие-монопсонист будет требовать установления заработной платы на уровне WM, а профсоюз ¾ на уровне WTU. Исход борьбы всецело зависит от соотношения сил противоборствующих сторон. Но обычно в итоге фактическая ставка занимает какое-то промежуточное положение.
Рис. 11.14. Взаимная монополия на рынке труда

Важно подчеркнуть, что не случайно между двумя крайними позициями (WM и WTU) находится равновесная цена труда (W0). Противоборство монопсонии предприятия и монополии профсоюза ведет к превращению рынка труда в квазиконкурентный (подобный конкурентному), в связи с чем точка равновесия приближается к равновесию в условиях совершенной конкуренции. При одностороннем монопсоническом или монополистическом диктате подобное превращение и теоретически, и практически невозможно. Однако взаимная монополия, представляющая собой сосредоточение монополистических начал одновременно на обоих полюсах рынка (и спроса, и предложения), за счет противоборства интересов этих могущественных сторон частично компенсирует отсутствие конкуренции. Ведь субъекты рынка перестают господствовать на нем, они более не в силах односторонне навязывать свою волю и цены.

44. Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды

Ценные бумаги и их виды
Ценные бумаги представляют собой финансовые документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права их владельцев. Многообразие стартовых условий предпринимательства, а также свойственное рынку обилие оригинальных подходов к бизнесу, создают великое множество ценных бумаг, но основными их видами являются акции и облигации.
Акции
Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества.
В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав, выделяются простые (обыкновенные) и привилегированные акции. Простые являются наиболее часто встречаемым видом акций. Главные права держателей обыкновенных акций

• право голоса на собрании акционеров;

• право продажи акций по своему усмотрению;

• преимущественное право приобретения дополнительных выпусков акций с целью сохранения своей доли собственности в АО;

• право на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой АО прибыли;

• право на получение доли имущества при ликвидации АО.

Само название привилегированных акций говорит о наличии ряда преимуществ (привилегий), которые предоставляются их владельцам:

• право на получение фиксированных дивидендов;

• преимущественное право на дивиденды по сравнению с обыкновенными акциями;

• право продажи акций по своему усмотрению;

• преимущественное право на полное возмещение вклада при ликвидации АО.

Но привилегированные акции не дают их владельцам права голоса. Впрочем, в России они такое право все же иногда приобретают. А именно, если из-за сложного положения акционерного общества им не выплачивается фиксированный дивиденд. Нарушение одного из прав таким способом компенсируется приобретением другого.
Любой вид акции дает владельцам право их свободной продажи, но не обязывает акционерное общество выкупать их. С момента приобретения акции их владелец несет вместе с обществом предпринимательские риски. И если дела компании пойдут плохо и акции превратятся в бросовые бумаги, никто не обязан возмещать владельцу вложенные деньги.
Номинальная стоимость и курс акций
Любая акция имеет номинальную стоимость, написанную на ней самой, и равную сумме денег, считающейся вложенной ее владельцем в компанию. По номинальной стоимости акции продаются всего один раз, в момент эмиссии. Наряду с номинальной существует рыночная цена, называемая курсом акции. Курс акций определяется соотношением спроса и предложения на них. А эти величины в свою очередь зависят от того, насколько хорошо работает предприятие, а также от функционирования экономики в целом.
Общий принцип теоретического расчета величины курса сводится к уже знакомому нам дисконтированию. Стоимость акции приравнивается к величине суммы денег, которая, будучи положенной в банк, принесла бы доход, равный выплачиваемым по акции
дивидендам. Ракции = TRConst/i где TRConst - средний ожидаемый уровень дивидендов; i - ставка банковского процента.

Фактические курсы акции не вполне соответствуют такому расчету, поскольку кроме дивидендов инвестор может получить доход в форме прироста стоимости самой акции. Возникает сложнейшая для анализа ситуация (в науке в таких случаях говорят об автокорреляции), когда теперешний курс акции зависит от прогноза его будущей величины. Кроме того, на иену акции влияет оценка разнообразных рисков (невыплаты дивиденда, его выплаты в пониженном размере, изменения банковского процента и т.п.).

Облигации
Облигация удостоверяет отношение займа между ее владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.
Если предприятие, выпустившее акции, в обмен на привлеченный капитал принимает на себя бессрочные обязательства перед держателями акций, то выпуск облигаций ведет к установлению временных отношений между их владельцем и эмитентом. До истечения срока действия облигации ее держатель не может требовать возврата номинальной стоимости, однако, имеет полное право на получение фиксированного дохода. В отличие от владельца акций, собственник облигаций не является совладельцем капитала предприятия, не имеет права вмешиваться в его деятельность. Он ¾ кредитор этого предприятия. Поэтому и доход, получаемый по облигациям, называется процентом.
Обычно облигации выпускаются в годы экономического подъема, поскольку в неустойчивой ситуации кризиса предприятия не хотят обременять себя обязательствами по выплате фиксированных процентов. По тем же соображениям выпуск облигаций чаще организуется под какую-то конкретную программу с известными сроками реализации и хорошо просчитываемыми размерами будущей прибыли.

Таким образом, облигация лает своему владельцу:

• право на получение твердого дохода, величина которого остается неизменной в течение всего срока жизни облигации;

• право на получение номинальной суммы в период погашения облигации;

• право на продажу на вторичном рынке;

• преимущественное право на активы акционерного общества при ликвидации по сравнению с владельцами любых акций.
Выбор формы ценных бумаг как функция менеджера

Осуществляя выбор формы ценных бумаг, менеджер должен учитывать, что обыкновенные акции создают для фирмы минимальные финансовые обязательства. В виде дивидендов должна быть выплачена часть прибыли, но только если прибыль действительно получена. Размер дивидендов при всех случаях определяется самим

АО. Однако простые акции лают право голоса, и, следовательно, их продажа потенциально несет опасность утраты контроля над фирмой.

Привилегированные акции, как правило, обходятся АО дороже, выплаты дивидендов по ним можно приостановить лишь в критических ситуациях, и такая отмена выплат серьезно ухудшает репутацию фирмы. В то же время выпуск привилегированных акций не создаст угрозы перехвата контроля над АО, так как они не лают права голоса.

Облигации требуют наибольших затрат — кроме текущей выплаты процентов в конце срока должен быть осуществлен их выкуп. Вместе с тем финансирование с помощью облигаций исключает возможность допуска чужака к собственности фирмы.

Обычно облигации выпускаются в годы экономического подъема, поскольку в неустойчивой ситуации кризиса предприятия не хотят обременять себя обязательствами по выплате фиксированных процентов. По тем же соображениям выпуск облигаций чаше всего организуют под какую-то конкретную программу с известными сроками реализации и хорошо просчитываемыми размерами будущей прибыли.

Рынок ценных бумаг
Обращение акций и облигаций происходит на особом рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и поставщики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами.
На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в первую очередь в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. Они также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно надежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам.
Первичный и вторичный рынок
В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок, различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая «жизнь» ценных бумаг связана со вторичным рынком.
На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих владельцев, т. е. перейти от одних инвесторов к другим. Иначе, операции на вторичном рынке, как правило, происходят без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вместе с тем происходящие здесь события небезразличны для эмитента. Ведь никто не будет приобретать на первичном рынке акции дороже, чем их же можно купить на вторичном.
Организованный и неорганизованный рынок
С точки зрения механизма своего функционирования рынок ценных бумаг делится на неорганизованный и организованный. Неорганизованный рынок представлен прямыми сделками продавцов и покупателей акций, а также сделками, осуществляемыми с помощью посредников. Достоинством неорганизованного рынка является полнота охвата: на нем может осуществляться торговля практически любыми ценными бумагами. Это обстоятельство исключительно важно для мелких или новых компаний, которые провели эмиссию ценных бумаг, но недостаточно авторитетны, чтобы предлагать их широкой публике.
Поиск покупателя и выработка соглашения о продаже акций ведутся на неорганизованном рынке индивидуальным образом. Результатом этого является низкая ликвидность обращающихся бумаг: нет никаких гарантий, что покупатель вообще найдется. Другим недостатком этого рынка является высокий риск. Оценивая надежность покупаемой бумаги, покупатель может рассчитывать только на свои знания и интуицию.
Ядро организованного рынка ценных бумаг составляет сеть фондовых бирж.
Фондовая биржа и ее функция
Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком капитала и его потребителем.
В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:
1) аккумуляция капитала;
2) обеспечение межотраслевых переливов капитала;
3) переход управления предприятиями к эффективному собственнику.
Аккумуляция капитала
Находясь в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги, а значит, в конечном счете и в производство. Владелец небольшой суммы денег не может открыть с их помощью своего дела. Но даже если их хватит на покупку только одной акции, его деньги будут инвестированы в экономику. При этом способность биржи аккумулировать большие объемы капитала и направлять их туда, где существует спрос, прямо связана со способностью биржи обеспечить участникам сделки максимальные удобства. А именно: надежность, информационное обеспечение и обеспечение ликвидности.
Надежность. Фондовая биржа открыта далеко не для всех ценных бумаг. Разрешение на продажу там ценных бумаг ¾ это прерогатива достаточно известных и эффективно работающих компаний. Прежде чем ценные бумаги будут предложены к продаже, они проходят процедуру проверки или допуска.
Работа биржи строится таким образом, что все совершаемые на ней сделки проводятся только с помощью официальных посредников ¾ брокеров. Брокер получает заявки от своих клиентов и выполняет их. Прежде чем заключить сделку, клиент имеет право получить консультацию у брокера об интересующих его ценных бумагах и фирмах. При ненадлежащем осуществлении сделки брокер несет материальную ответственность.
Информационное обеспечение. Чтобы заинтересовать инвестора в приобретении ценных бумаг, а также помочь ему определиться с выбором, биржа предоставляет информацию о деятельности всех компаний, чьи ценные бумаги представлены на бирже.
На основании сформировавшихся спроса и предложения биржа в специальных бюллетенях публикует рыночную цену ценных бумаг (курс ценных бумаг). Знание ситуации на фондовом рынке позволяет инвесторам осуществлять более выгодные для себя вложения, а бирже ¾ концентрировать мощный спрос на ценные бумаги.
Обеспечение ликвидности. Известно, что высокая ликвидность характерна для бирж, имеющих большие обороты. На рынок с низкой ликвидностью трудно привлечь инвесторов. Поэтому естественным является процесс концентрации организованного фондового рынка, включающий биржевые слияния и поглощения. Происходит сосредоточение торговли ценными бумагами в одном месте.
Межотраслевые переливы капитала
Биржи представляют собой чрезвычайно важный для рыночной экономики инструмент межотраслевого перелива капитала. Установление равновесия между спросом и предложением возможно лишь тогда, когда капиталы могут покидать сферы, где существует устойчивое перепроизводство (например, старые отрасли, производящие неконкурентоспособные товары), и перетекать туда, где рынок требует резкого наращивания выпуска.
Однако в своей натурально-физической форме капиталы малоподвижны. Не так легко найти покупателя, готового заплатить огромную сумму за гигантский, но убыточный сталелитейный завод. Непростой задачей окажется и строительство на высвобожденные деньги прибыльного производства в прогрессивной отрасли.
Ценные бумаги делают этот процесс более плавным и реализуемым. Каждый легко может избавиться от переставшего приносить прибыль большего или меньшего пакета ценных бумаг того же сталелитейного завода, если согласится продать их дешево. И без труда вложит выручку в более прибыльный сектор экономики. Биржа как раз и служит тем местом, где с помощью купли-продажи ценных бумаг из отрасли в отрасль перетекают капиталы.
Переход управления к эффективному собственнику
Открытость биржевой информации предоставляет возможность любому акционеру проследить за ситуацией, складывающейся на фондовом рынке с ценными бумагами компаний. Тем самым ошибки в управлении акционерным обществом перестают быть понятными только специалистам-экспертам, способным указать конкретные просчеты в рекламной кампании, распределении инвестиций или инженерной политике фирмы.
Появляется индикатор, понятный широкой публике. Опасным сигналом обычно является серьезное падение курса ценных бумаг какой-либо компании-эмитента. Оно же часто оказывается и механизмом перехода фирмы в руки эффективного собственника. Сначала бумаги слабой фирмы «сбрасывают» хорошо информированные профессионалы. Ориентируясь на них, схожим образом поступают и мелкие инвесторы. Стремление многих владельцев ценных бумаг поскорее избавиться от них еще больше усугубляет ситуацию. Рыночная цена ценных бумаг стремительно снижается. А это в свою очередь создает благоприятную возможность для скупки акций в целях формирования контрольного пакета, позволяющего перехватить контроль над неэффективно работающей фирмой. Следовательно, способствует переходу управления компанией в более надежные руки, то есть к эффективному собственнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: