Вопрос 2. Поведение потребителей

Основная задача маркетолога состоит в выявлении субъектов, принимающих решение о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и услуг это сделать достаточно просто. Например, решение о приобретении той или иной торговой марки сигарет принимает тот, кто непосредственно курит. Вопрос о приобретении многих других товаров решается, как правило, в семьях, домашних хозяйствах (мебель, автомобиль, одежда и т.д.). При этом каждый член семьи играет определенную роль: инициатор - лицо, принимавшее решение или желание приобрести товар или услугу; влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на решение о покупке или использовании товара или услуги; пользователь — член или члены семьи, непосредственно использующие, потребляющие товар или услугу.

Строго определенный смысл имеют в маркетинге понятия «потребитель» и «покупатель».

Покупатели — это лица, непосредственно осуществляющие покупку.

Потребители — понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность.

В основе оценки (измерения) потребностей, потребления и спроса лежат различные теоретические посылки. Основные из них: теории мотивации, экономические теории, теории рационального потребления. Наиболее известны теории мотивации 3. Фрейда и А. Маслоу (более подробно они будут рассмотрены в главе 3).

Для маркетинга важно выявить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый товар должен быть, прежде всего, полезен потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.

Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность продукции требует глубоких знаний психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров. Среди них такие мотивы, как:

· мотив выгоды - желание человека разбогатеть, увеличить свею собственность, вложить деньги с большей выгодой и т.д.;

· мотив снижения риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности;

· мотив признания — поиск действий, связанных с формированием своего статуса, престижа, имиджа;

· мотив удобств — желание облегчить, упростить свои действия, отношения с другими людьми;

· мотив свободы — потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах деятельности;

· мотив познания — постоянная нацеленность на открытия, знания;

· мотив содействия, соучастия — желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, партнеров по работе;

· мотив самореализации — потребность в достижении собственных жизненных целей, установок.

К экономическим теориям оценки потребительского поведения можно отнести теорию предельной полезности и теорию эластичности потребления и спроса. Основатели теории предельной полезности рассматривали поведение потребителя как поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ. Они исходили из того факта, что рыночная цена благ в конечном счете определяется степенью полезности товара и для потребителя, и для продавца. Пока на рынке оценки полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценки покупателя, обмен идет беспрепятственно.

Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается так называемая предельная пара (продавец и покупатель), чьи оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают. Оценка полезности товара этой последней парой и есть та предельная полезность, которая определяет рыночную цену товара (цену равновесия).

Способность потребления и спроса изменяться в определенных границах под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Основателями инструментария для оценки эластичности потребления и спроса являются А. Маршалл и П. Самуэльсон. Согласно этой теории различные предметы потребления имеют разную эластичность. Чем более необходим товар (например, хлеб), тем меньше его эластичность, и наоборот, товар с меньшей настоятельностью (например, мебель, бытовая техника) имеет большую эластичность.

Теория рационального потребления, основы которой были заложены отечественными учеными С. Струмилиным, В. Немчиновым и В. Майером, рассматривает возможности определения целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать физиологические потребности (продукты питания), функционально-бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда).

Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера.

Задача заключается в том, чтобы в практической работе предприятие могло бы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена его деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: