Кадровая служба ОАО «НефАЗ» представлена из 7 отделов под руководством директора по персоналу. Структура кадровой службы представлена на рисунке
Рисунок 5 Структура кадровой службы
При рассмотрении структуры кадровой службы можно сразу заметить несоответствия требованиям построения такой службы. В подчинении у директора по персоналу помимо отдела кадров, ОТиЗ, медико-санитарной части, находятся еще и административно-хозяйственный отдел и группа по управлению имуществом. Директор по персоналу по определению не должен заниматься административно-хозяйственной частью управления завода и управлять имуществом. Скорей всего некоторые отделы были отданы под его руководство только потому что не могли «пристроить» их в другие структуры. На таком большом заводе как ОАО «НефАЗ» с численностью даже в кризисный период 7 тыс.чел работы у кадровой службы должно хватать, директору приходится отвлекаться на решение вопросов не касающихся непосредственно его работы. Что сказывается на эффективности работ по управлению персоналом и на управлении добавленных ему объектов.
|
|
Деятельность кадровой службы курирует директором по управлению персоналом. Общая численность службы составляет 18 человек: руководитель кадровой службы, пять ведущих специалистов по кадрам, инженер по кадрам – 1человек, инспектор по кадрам – 11 сотрудников.
Кадровая служба завода находится в стадии реформирования. В период с мая 2009 по октябрь 2010 г. персональный состав отдела кадров обновился на 50%. Количество человек в отделе сократилось с 23 до 18. После сокращения численности было произведено перераспределение функций между сотрудниками.
Из 18 сотрудников кадровой службы 11 человека имеют высшее профессиональное образование, 5 человек - среднее профессиональное образование, 2 человек - незаконченное высшее образование.
Знания сотрудников кадровой службы в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот, находятся на среднем уровне. Обучение сотрудников кадровой службы носит эпизодический и бессистемный характер. Обучение ограничивается посещением семинаров, связанные с изменением законодательства. Руководитель отдела кадров проходил 3-х дневное обучение в 2005г.
Существующее положение о кадровой службе не отвечает современным требованиям управления персонала. Положение основывается на положении об отделе кадров, разработанного еще в советские времена с некоторыми корректировками. Деятельность сотрудников службы регламентирована должностными инструкциями. Указанные в должностных инструкциях обязанности сотрудников службы дублируют друг друга, конкретные участки работ в инструкциях четко не обозначены. Должностная инструкция инженера по кадрам отсутствует. Процедуры выполнения кадровых работ и правила оформления сопровождающей их документации в локальных нормативных актах не зафиксированы.
|
|
Текущая численность отдела кадров в настоящий момент не совсем соответствует действующим нормативам, но учитывая, что нормированием труда занимается ОТиЗ, наличии самостоятельно существующего подразделения медико-санитарной части, можно считать количество удовлетворительным. В ближайшем будущем заводу будет необходимо увеличить сотрудников отдела кадров, так как в связи с ростом производства, будет набираться персонал и планируется увеличить его количество с 7 тыс. до 10 тыс. человек. Отрицательным моментом можно выделит отсутствие формализованной системы внутренних коммуникаций между кадровой службой и другими структурными подразделениями предприятия, предоставления руководителями структурных подразделений необходимой информации и визирования проектов кадровых документов с опозданием деятельность сотрудников кадровой службы носит авральный характер, что регулярно приводит к их перегрузкам.
Система внутренних коммуникаций с сотрудниками других подразделений не отлажена. Значительное количество времени затрачивается сотрудниками кадровой службы на передачу документации в другие подразделения, ее согласование и получение необходимой информации из других подразделений. Представители других подразделений завода регулярно обращаются в кадровую службу с требованием предоставить сведения о сотрудниках завода, а также представить документы, подготовка которых не входит в обязанности сотрудников кадровой службы. Подготовка данных документов отвлекает сотрудников службы от выполнения прямых текущих обязанностей по оформлению документов, регулирующих трудовые отношения с работниками, сведений для ОМС, ФСС, УФМС и др. государственных организаций.
Юридическая служба практически не принимает участия в подготовке проектов кадровых документов, ограничиваясь визированием приказов, связанных с увольнением работников по инициативе работодателя. Принимаемые изменения в трудовом законодательстве вносятся в практику работы кадровой службы с некоторым опозданием, в результате чего небольшая часть издаваемых документов не соответствует требованиям закона.
Внутренний контроль со стороны директора по персоналу за документами, оформляемыми в кадровой службе завода, осуществляется стихийно.
Оформление кадровой документации ведется в приложении Microsoft Office. Некоторые сотрудники, особенно старшего возраста не имеют достаточного опыта, а главное желания работать с данной системой.
Недостаточные знания и отсутствие устойчивых навыков работы со специализированным программным обеспечением у сотрудников кадровой службы приводят к выполнению части кадровых работ в ручном режиме с ведением параллельной документации в письменной форме.
Основными проблемными зонами, выявленными в процессе диагностики, являются:
1. Отсутствие четкой регламентации и системы распределения обязанностей по ведению кадрового документооборота среди сотрудников кадровой службы, зон их персональной ответственности.
2. Недостаточное знание сотрудниками кадровой службы трудового законодательства и законодательства в области документационного обеспечения кадровой деятельности; недостаточный уровень владения специализированным программным обеспечением.
3. Неотлаженная система внутренних коммуникаций кадровой службы и других структурных подразделений предприятия.
|
|
Работа кадровой службы завода должным образом не оптимизирована. Текущий профессиональный уровень сотрудников кадровой службы не всегда достаточен для выполнения поставленных задач.
Следствием стало чудесное хитросплетение взаимоподчиненности подразделений и отдельных сотрудников (структурная подчиненность не означает подчиненность фактическую) и стихийно складывающийся функционал (функции могли дублироваться, делиться между подразделениями на основании личных договоренностей и т.п.).