Проблема

Субъектом ответственности, предусмотренной ст. 117 НК РФ, теоретически могли быть только указанные лица. Учитывая, что с 02 сентября 2010 года Федеральным законом N 229-ФЗ изменен порядок постановки на учет организаций, имеющих обособленные подразделения, можно предположить, что применение п. 2 ст. 116 НК РФ в новых условиях порядка регистрации субъектов предпринимательства и постановки их на налоговый учет фактически невозможно. Конструкция данной статьи рассчитана на ситуации, когда организация вообще не состоит на налоговом учете, вследствие чего не сдает отчетность и не уплачивает налоги с получаемых доходов.

Однако, поскольку ранее состав правонарушения, в настоящее время предусмотренный п. 2 ст. 116 НК РФ, был закреплен в ст. 117 НК РФ, комментарий к ст. 117 НК РФ не утратил актуальность, и в большей части может быть использован при анализе п. 2 ст. 116 НК РФ.

В частности, может возникнуть вопрос, имеется ли состав налогового правонарушения по ст. 116 НК РФ, если налогоплательщик своевременно обратился в налоговый орган с заявлением о постановке на учет, но данное заявление было оформлено с нарушением установленного порядка. То есть, подлежит ли лицо ответственности в случае несоблюдения им формы заявления о постановке на налоговый учет?

На наш взгляд, привлечение налогоплательщика к ответственности за нарушение требований к форме заявления правомерно только в случае, когда данное нарушение полностью препятствует осуществлению налогового контроля, например, налогоплательщик не указал в заявлении основные сведения, которые необходимы для проверки его деятельности. И здесь нельзя не согласиться с точкой зрения Г.В. Дегтяревой о рассмотрении факта несоблюдения формы заявления о постановке на налоговый учет как смягчающего обстоятельства при привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Если же налогоплательщик указал в заявлении всю необходимую для целей налогового учета информацию, но допустил при этом ошибки технического или формального характера, то оснований применения ответственности нет, так как отсутствует нарушение нормальной контрольной деятельности налоговых органов. Арбитражная практика придерживается аналогичной позиции.

Так, при рассмотрении конкретного налогового спора арбитражным судом было установлено, что организация, своевременно обратившись в налоговый орган с заявлением о постановке на учет, тем не менее, оформила заявление с нарушением требований, установленных Приказом МНС РФ от 27.11.1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". Налоговая инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и обратилась с иском в арбитражный суд о взыскании налоговой санкции по п. 1 ст. 116 НК РФ.

Однако суд во взыскании санкций отказал, указав, что организацией соблюден установленный НК РФ 10-дневный срок для исполнения своей обязанности по ст. 83 НК РФ, налоговая инспекция заявление приняла, и ничто не препятствовало последней осуществлять полноценный налоговый контроль с момента принятия этого заявления. Несоответствие поданного обществом в инспекцию заявления форме, установленной ведомственным нормативным актом, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 НК РФ, поскольку это не предусмотрено правовыми актами (постановление ФАС СЗО от 30.04.2002 N А05-322/02-23/10). Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС ДО от 16.06.2004 N Ф03-А73/04-2/1306.

Однако, в другом случае, суд отклонил довод организации о том, что налоговая инспекция незаконно уклонилась от постановки ее на налоговый учет в связи с неправильным заполнением заявления. В частности, как было указано судом в заявлении о постановке на налоговый учет в соответствии с приказом МНС РФ от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 должен быть указан юридический адрес налогоплательщика-организации согласно учредительным документам, при этом одного наименования города недостаточно даже если только эти сведения об адресе содержатся в уставе организации (постановление ФАС СЗО от 10.07.2001 N А56-28176/00).

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в настоящее время налоговые органы сами признают, что неправильное оформление заявления о постановке на налоговый учет не может признаваться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Из этого следует необходимо отметить, что категория "для целей налогового контроля", установленная в ст. 83 НК РФ, вообще, имеет очень большое значения для правильного применения мер ответственности по ст. 116 НК РФ. Как нам представляется, при формальном нарушении положений ст. 83 НК РФ, как налоговые органы, так и суды должны исходить из того, как повлияло нарушение сроков представления заявления о постановки на учет в налоговый орган на его возможности осуществлять налоговый контроль как таковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: