Проблема

Общие вопросы применения мер ответственности по ст. 116 НК РФ

1.1. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.

В этой связи необходимо отметить, что обязанность по постановке на налоговый учет, в перечне всех основных обязанностей налогоплательщика, поставлена законодателем на второе место, и в конструкции ст. 23 НК РФ, текстуально расположена сразу же после главной, базовой обязанности налогоплательщика - уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что обязанность по постановке на учет в налоговых органах, в первую очередь установлена для обеспечения условий эффективной реализации налоговыми органами своих функций и полномочий, прежде всего контрольных.

Осуществление учета налогоплательщиков позволяет налоговым органам иметь соответствующие данные (а в случае необходимости затребовать и иные сведения), связанные с исполнением организацией или физическим лицом своих обязанностей по уплате налогов.

1 проблема.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ" (далее по тексту - Федеральный закон N 154-ФЗ): "В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению".

Данная норма, таким образом, определяла исчерпывающий перечень оснований для постановки на налоговые учет, т.е. когда налогоплательщик обязан совершить определенные действия в целях исполнения обязанностей по подп. 2 п. 1 ст. 23 и ст. 83 НК РФ.

Федеральный закон N 185-ФЗ не изменил количество оснований постановки на налоговый учет: как и до 1 января 2004 года их 4. Однако, если до вступления в силу Федерального закона N 185-ФЗ невыполнение налогоплательщиком обязанности постановки на налоговый учет в любом из четырех случаев обеспечивалось мерами налоговой ответственности, предусмотренными ст. 116 НК РФ, то с 01.01.2004 указанная ответственность на практике возможна только в одном случае: в случае неисполнения налогоплательщиком (организацией) обязанности по постановке на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В остальных трех случаях: по месту нахождения (жительства), по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, что фактически исключает возможность привлечения к ответственности непосредственно организацию.

Что касается положений указанной статьи в части исполнения обязанности юридических и физических лиц по постановке на налоговый учет, то настоящее время также как и до внесения изменений, такая обязанность имеет место только в случае создания обособленного подразделения. То есть привлечение к ответственности по ст. 116 НК РФ возможно только при невыполнении налогоплательщиком (организацией) обязанности по постановке на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В остальных трех случаях: по месту нахождения (жительства), по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, в настоящее время также как и раньше постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Ответственность за нарушение сроков представления сведений при постановке на учет по указанным основаниям предусмотрена ст. 129.1 НК РФ.

проблема.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) ст. 83 НК РФ "Учет организаций и физических лиц" претерпела некоторые изменения. В частности в абз. 1 п. 1 данной статьи законодатель заменил понятие "налогоплательщики" словами "организации и физические лица".

Из буквального толкования прежней редакции нормы следовало, что в целях налогового контроля подлежат постановке на учет только налогоплательщики. Однако, очевидно, что на практике первоосновой налогового контроля является учет и налогоплательщиков, и плательщиков сборов, и налоговых агентов. Внесенное изменение приводит в соответствие формулировку абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ с общим правовым смыслом, заложенным в данную правовую норму.

Кроме того, прежняя редакция абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ не согласовывалась и с названием статьи. В названии ст. 83 НК РФ законодатель подчеркнул, что положения статьи применяются в отношении всех организаций и физических лиц, т.е. в отношении и налогоплательщиков, и налоговых агентов, и плательщиков сборов.




double arrow
Сейчас читают про: