Развитие форм человеческой деятельности в разных культурах

Никакая цивилизация не может гордиться тем, что она во всех направлениях развития человеческой деятельности выше других. Выделяя четыре основных формы человеческой деятельности — религиозную, собственно культурную (научную, художественную, промышлен-но-техническую), политическую и общественно-экономическую, Данилевский полагает, что разные культуры достигают преимущественного развития лишь в одной или нескольких из них.

Самые древние цивилизации (египетская, китайская, древнесемитиче-ская, индийская, иранская) лишь «сосредоточили на разных точках земного шара слабые лучи первобытной догосударственной деятельности человечества», не проявив себя в особенности ни в одной из перечисленных форм. В еврейском культурно-историческом типе «выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие, развитые цивилизации и которому было суждено сделаться формой религии всех народов». Но в других направлениях он был малопродуктивен. Таким образом, он представляет собою исключительно религиозный тип. Древнегреческая цивилизация была преимущественно типом собственно культурным и притом в особенности художественно-культурным. Экономическая и политическая стороны деятельности оставались там на заднем плане, а религиозное учение греков Данилевский ставит несравненно ниже индусского брахманизма, буддизма, учения Заратустры. По его мнению, оно «одно из самых мелких и жалких, и совершенно недостойно народа, занимающего такое высокое место в философском мышлении».110 Односторонним был и римский культурно-исторический тип, который достиг выдающегося ус-

110 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1971. С. 505-506.

пеха лишь в политической области. Таким образом, эти три цивилизации, последовавшие за первобытными, были «одноосновными», развивавшими только одну из сторон человеческой деятельности.

Дальнейший исторический прогресс должен был заключаться в. развитии четвертрй — общественно-экономической формы деятельности, а также в достижении большей многосторонности развития путем соединения в одном культурно-историческом типе несколь^ ких ее форм. На эту широкую дорогу и выступил германо-романский, евроцей-ский культурно-исторический тип. Он достиг громадных успехов сразу в двух направлениях — в политической и собственно культурной формах деятельности, «с преимущественно научным и промышленным характером культуры».




double arrow
Сейчас читают про: