Устная речь с наибольшей очевидностью выполняет функцию коммуникации. С помощью устной речи обеспечивается непосредственное общение людей друг с другом. Именно в этом ее прямое назначение. Благодаря этому она является и орудием мышления.
Содержание второго раздела программы по языку («Обучение устной речи»), к рассмотрению которого мы приступаем, составляет обучение глухих детей общению с окружающими в устной форме речи. В этом плане обучение устной речи не отличается от того, что изложено в предыдущем параграфе. Устная речь, как и дактильная, с самого начала формируется как средство коммуникации в связи с предметно-практической деятельностью. Основной принцип отбора речевого материала — потребность в нем. Для удовлетворения потребностей общения школьники начиная с первых дней обучения получают большое количество слов и фраз. Употребление слов в разных ситуациях ведет к постепенному овладению их значением. На это направлены и специальные упражнения, предусматривающие многократное употребление одних и тех же слов и фраз в различных коммуникативных ситуациях. 96
|
|
Отличие излагаемого раздела от предыдущего состоит в форме речи. Обучение детей, страдающих отсутствием слуха или сильным снижением его, требует формирования у них зрительного восприятия устной речи, а также большой работы по произношению. То и другое имеет весьма существенные сложности и требует затраты огромного времени. Достаточно напомнить, что из 8 часов, отведенных в приготовительном классе на обучение языку в первом полугодии, 5 часов предусмотрено на устную речь и сверх этого 5 часов в неделю падает на групповую и индивидуальную работу за пределами уроков. Однако от этого не изменяется существо предмета, состоящее в коммуникации. Обучение устной речи не сводимо к формированию умений ее зрительного восприятия и к выработке навыков артикуляции. Атавизмом чисто устной системы является встречающееся еще сведение богатой содержательной работы по формированию устной речи к обучению детей выговаривать звуки, слова, слоги, фразы., В таких случаях опускается социальная природа языка и речевой акт рассматривается в плане физиологических механизмов речи. Мало изменяется положение, если сюда присоединяется работа над семантико'й слов. В этом мы имели возможность убедиться при разборе основ чисто устной системы.
Овладение устной коммуникацией представляет собой несравнимо большее и значительное — овладение социальной сущностью языка, основой социального мышления. В этот процесс входит овладение словарным составом, грамматическим строем и, конечно, произношением и зрительным восприятием устной речи. Недооценка социальной сущности языка, игнорирование ее губительны и для обучения устной речи как средству общения (на примере той же чисто устной системы видно, что обучение устной речи вне коммуникации не обеспечивает овладения ею), и для формирования навыков произношения и зрительного восприятия речи (не может быть успешной работы над формой в отрыве от содержания).
|
|
Разумеется, формирование устной речи не снимает необходимости обучения глухих детей ее восприятию, а равно и произношению, но ставит решение этих задач в более благоприятные условия - - в процесс формирования коммуникации.
Известно, что на обучение самой дактильной форме речи не выделяется ни одного часа, ее усвоение происходит в процессе овладения первыми словами и фразами. Ранее же, если и обращались к дактильной речи, вне коммуникации, то на ее изучение вынуждены были отводить специальное и достаточно большое время. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей прибегали к различным приемам. Именно в связи с этим искали сходство дактильных образов с буквенными.
Конечно, устная форма усваивается глухими детьми значительно труднее дактильной. Однако включение этого процесса в
7 Заказ 618
более широкую задачу овладения речью как средством общения оказывается продуктивным приемом. Усвоению устной речи способствует еще одно, прямо связанное с дактильной речью обстоятельство, которого мы еще не затрагивали.
Система работы, выраженная в программе, предусматривает достаточно простой подход к обучению устной речи с опорой на дактильную: все слова и фразы, которые учитель сообщает детям в дактильной форме, он одновременно проговаривает устно. "Дети обучаются восприятию речи одновременно в двух формах. Таким образом, весь речевой материал, определенный программой для дактильной речи, оказывается основным материалом, на котором дети обучаются устной речи. Исключение составляет сравнительно небольшая часть словаря и фразеологии) которая специально-подобрана для работы над произносительной стороной речи.
Об этой работе подробнее будет сказано ниже. Поскольку основной материал для дактильной и устной речи — общий и характеристика его изложена в'предыдущем параграфе,, то излишне останавливаться на содержании данного материала применительно к обучению устной речи. Достаточно лишь напомнить, что программные требования к дактильной, а следовательно, и к устной реч.и располагаются по видам речевой коммуникации (понимание и выполнение простейших поручений, обращение к товарищу и к учителю с просьбой, понимание вопросов и т. д.). В основе формирования общения находится диалогическая речь, начинается обучение с побудительной речи.
Все сказанное о первостепенном значении диалогической речи относится в первую очередь именно к устной форме общения.
Названные в программе образцы фраз представляют собой определенную типологию, обязательную не только для дактильной, но и для устной формы речи. Эти типы фраз развертываются на всем словарном составе, названном в разделе «Обучение дактильной речи». Весь словарь дактильной речи является обязательным и для устной речи.
Поскольку подбор словаря дактильной речи произведен по принципу потребности в нем, то, следовательно, этот принцип распространяется и на обучение устной речи. Иначе говоря, обучение речи как средству социального общения ведется в дактильной и устной формах по единому плану при условии, что овладение дактильной формой.речи на первых этапах работы опережает усвоение устной и служит для нее базой. Причем это опережение относится именно к овладению формой, содержание же в своей основной части является единым. И все же, несмотря на общую основу в обучении языку в двух рассматриваемых формах, формирование устной речи имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться подробнее. 98