Задачи и содержание работы

Устная речь с наибольшей очевидностью выполняет функцию коммуникации. С помощью устной речи обеспечивается непо­средственное общение людей друг с другом. Именно в этом ее прямое назначение. Благодаря этому она является и орудием мышления.

Содержание второго раздела программы по языку («Обуче­ние устной речи»), к рассмотрению которого мы приступаем, со­ставляет обучение глухих детей общению с окружающими в уст­ной форме речи. В этом плане обучение устной речи не отличает­ся от того, что изложено в предыдущем параграфе. Устная речь, как и дактильная, с самого начала формируется как средство коммуникации в связи с предметно-практической деятельностью. Основной принцип отбора речевого материала — потребность в нем. Для удовлетворения потребностей общения школьники на­чиная с первых дней обучения получают большое количество слов и фраз. Употребление слов в разных ситуациях ведет к по­степенному овладению их значением. На это направлены и спе­циальные упражнения, предусматривающие многократное упот­ребление одних и тех же слов и фраз в различных коммуника­тивных ситуациях. 96


Отличие излагаемого раздела от предыдущего состоит в фор­ме речи. Обучение детей, страдающих отсутствием слуха или сильным снижением его, требует формирования у них зритель­ного восприятия устной речи, а также большой работы по произношению. То и другое имеет весьма существенные слож­ности и требует затраты огромного времени. Достаточно напом­нить, что из 8 часов, отведенных в приготовительном классе на обучение языку в первом полугодии, 5 часов предусмотрено на устную речь и сверх этого 5 часов в неделю падает на групповую и индивидуальную работу за пределами уроков. Однако от этого не изменяется существо предмета, состоящее в коммуникации. Обучение устной речи не сводимо к формированию умений ее зри­тельного восприятия и к выработке навыков артикуляции. Ата­визмом чисто устной системы является встречающееся еще све­дение богатой содержательной работы по формированию устной речи к обучению детей выговаривать звуки, слова, слоги, фразы., В таких случаях опускается социальная природа языка и рече­вой акт рассматривается в плане физиологических механизмов речи. Мало изменяется положение, если сюда присоединяется работа над семантико'й слов. В этом мы имели возможность убе­диться при разборе основ чисто устной системы.

Овладение устной коммуникацией представляет собой не­сравнимо большее и значительное — овладение социальной сущ­ностью языка, основой социального мышления. В этот процесс входит овладение словарным составом, грамматическим строем и, конечно, произношением и зрительным восприятием устной речи. Недооценка социальной сущности языка, игнорирование ее губительны и для обучения устной речи как средству общения (на примере той же чисто устной системы видно, что обучение устной речи вне коммуникации не обеспечивает овладения ею), и для формирования навыков произношения и зрительного вос­приятия речи (не может быть успешной работы над формой в отрыве от содержания).

Разумеется, формирование устной речи не снимает не­обходимости обучения глухих детей ее восприятию, а рав­но и произношению, но ставит решение этих задач в более благоприятные условия - - в процесс формирования коммуникации.

Известно, что на обучение самой дактильной форме речи не выделяется ни одного часа, ее усвоение происходит в процессе овладения первыми словами и фразами. Ранее же, если и обра­щались к дактильной речи, вне коммуникации, то на ее изучение вынуждены были отводить специальное и достаточно большое время. Для преодоления возникающих в связи с этим трудно­стей прибегали к различным приемам. Именно в связи с этим ис­кали сходство дактильных образов с буквенными.

Конечно, устная форма усваивается глухими детьми значи­тельно труднее дактильной. Однако включение этого процесса в

7 Заказ 618


более широкую задачу овладения речью как средством общения оказывается продуктивным приемом. Усвоению устной речи спо­собствует еще одно, прямо связанное с дактильной речью обстоя­тельство, которого мы еще не затрагивали.

Система работы, выраженная в программе, предусматривает достаточно простой подход к обучению устной речи с опорой на дактильную: все слова и фразы, которые учитель сообщает де­тям в дактильной форме, он одновременно проговаривает устно. "Дети обучаются восприятию речи одновременно в двух формах. Таким образом, весь речевой материал, определенный програм­мой для дактильной речи, оказывается основным материалом, на котором дети обучаются устной речи. Исключение составляет сравнительно небольшая часть словаря и фразеологии) которая специально-подобрана для работы над произносительной сторо­ной речи.

Об этой работе подробнее будет сказано ниже. Поскольку основной материал для дактильной и устной ре­чи — общий и характеристика его изложена в'предыдущем пара­графе,, то излишне останавливаться на содержании данного ма­териала применительно к обучению устной речи. Достаточно лишь напомнить, что программные требования к дактильной, а следовательно, и к устной реч.и располагаются по видам рече­вой коммуникации (понимание и выполнение простейших пору­чений, обращение к товарищу и к учителю с просьбой, понима­ние вопросов и т. д.). В основе формирования общения находит­ся диалогическая речь, начинается обучение с побудительной речи.

Все сказанное о первостепенном значении диалогической ре­чи относится в первую очередь именно к устной форме об­щения.

Названные в программе образцы фраз представляют собой определенную типологию, обязательную не только для дактиль­ной, но и для устной формы речи. Эти типы фраз развертывают­ся на всем словарном составе, названном в разделе «Обучение дактильной речи». Весь словарь дактильной речи является обя­зательным и для устной речи.

Поскольку подбор словаря дактильной речи произведен по принципу потребности в нем, то, следовательно, этот принцип распространяется и на обучение устной речи. Иначе говоря, обу­чение речи как средству социального общения ведется в дактиль­ной и устной формах по единому плану при условии, что овладе­ние дактильной формой.речи на первых этапах работы опережа­ет усвоение устной и служит для нее базой. Причем это опере­жение относится именно к овладению формой, содержание же в своей основной части является единым. И все же, несмотря на общую основу в обучении языку в двух рассматриваемых фор­мах, формирование устной речи имеет свои особенности, на ко­торых необходимо остановиться подробнее. 98



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: