шкалы | Антонимичные пары слов | |||||
число пар, для которых установлено значимое согласие испытуемых | число пар, для которых установлено соответствие между субъективным и объективным символизмом | |||||
абсолютное число | % | абсолютное число | % | |||
активность | ||||||
влажность | ||||||
гладкость | ||||||
оценка | ||||||
размер | ||||||
свет | ||||||
сила | ||||||
температура | ||||||
твёрдость | ||||||
форма | ||||||
2) Корреляция между субъективным и объективным звукосимволизмом существует только для ограниченного числа шкал, что ещё раз подтверждает сделанный ранее вывод о различной звукосимволической активности шкал.
Если в качестве меры звукосимволической активности принять степень корреляции между субъективным и объективным символизмом, то есть те случаи, где согласие между испытуемыми сопровождается угадыванием подлинного смысла предъявленных слов, то, как видно из табл. 48, по степени звукосимволической активности шкалы располагаются так: гладкость, форма, активность, твёрдость, влажность, размер, свет, температура, оценка, сила.
|
|
Нетрудно заметить, что эти данные почти полностью совпадают (ранговый коэффициент корреляции равен +0,8) с данными, полученными нами ранее (см. раздел 7). Они соответствуют также наблюдениям над детской речью, где «сверхгенерализация» осуществляется по таким группам предметов: форма, движение, размер, материал, звук, вкус (см. Кларк 1984: 228). «По-видимому, для детей раннего возраста одним из наиболее существенных является признак округлости…» (там же). Наиболее распространенным основанием сверхгенерализации оказывается форма (с. 234).
Р. Браун и Р. Наттэл [Brown / Nuttal 1959: 444] высказали предположение, что звуковой символизм связан вообще только с понятием размера и его “ассоциациями”. Похоже, однако, что размер символизируется в меньшей степени, чем форма, твёрдость и активность. Так или иначе, остаётся несомненным, что звукосимволическими свойствами обладают те шкалы, которые носят сенсорный характер, а следовательно, в основе звукового символизма (для тех шкал, где он имеет статистически значимое проявление) лежит синестезия, а не языковая привычка. По-видимому, символической активностью обладают в первую очередь те понятия окружающей действительности, которые воспринимаются с помощью органов слуха (обозначающие их слова в своём огромном большинстве относятся к смежному со звуковым символизмом явлению – звукоподражанию), осязания и зрения. Вместе с тем, как уже говорилось выше, существуют и такие шкалы, символизация которых основана главным образом на языковой привычке (сюда относится, по-видимому, шкала “оценки”). Не исключено, что оба фактора – синестезия и языковая привычка – взаимодействуют (в большей или меньшей степени) в процессе решения испытуемыми поставленной перед ними задачи.
|
|
3) Не все языки в равной степени обладают звукосимволическими свойствами. Если в качестве меры звукосимволических свойств языка принять опять-таки корреляцию между субъективным и объективным символизмом, то есть те случаи, где согласие между испытуемыми сопровождается правильным угадыванием значений предъявленных слов, то по звукосимволическим свойствам исследованные нами языки располагаются так: финно-угорские и тюркские (примерно равны), индонезийский, эвенкийский, нивхский, японский, грузинский; одно из последних мест занимают китайский и тамильский.
4) Из исследованных нами в разделе 9 гласных и согласных (9 гласных и 23 согласных) статистически значимыми оценками по каждой шкале обладают, как правило, только 1–2 гласных и 2–5 согласных. Это также полностью соответствует данным, полученным с помощью эксперимента подбора: соответствие между субъективным и объективным символизмом для большинства шкал (см. табл. 48) не превышает 30–50%. Таким образом, можно с уверенностью полагать, что субъективный и объективный звуковой символизм находятся в отношении неполного включения: большой круг представляет субъективный символизм, а малый – объективный звукосимволизм.
Установленное соотношение субъективного и объективного звукосимволизма можно объяснить следующими причинами.
В психолингвистических экспериментах, выполняемых с помощью методики семантического дифференциала, мы наблюдаем действие синестезии в более или менее чистом виде, если только результаты этих экспериментов не “загрязнены” влиянием “посторонних” факторов (например, инструкцией, ориентирующей испытуемого на использование языковой привычки). Поэтому следует заранее ожидать, что та или иная шкала будет символизироваться здесь максимально полным набором звукосимволических оппозиций. В конкретном же языке потенциальное действие синестезии будет ослаблено или сведено на нет действием фонетических и семантических законов данного язика, т.е. заменой иконического значения звуков их функциональным значением. Выражаясь фигурально, лишь небольшие “пики”, на вершине которых находятся самые активные в звукосимволическом отношении понятия, будут возвышаться в виде островков над поверхностью языковой стихии. Поэтому набор субъективно-символических универсалий теоретически должен быть всегда больше набора объективно-символических универсалий.
Теперь сравним данные, полученные с помощью экспериментального (психолингвистического) исследования символических свойств звуков в различных языках (см. раздел 4), с данными, полученными на основе статистического анализа 53 языков (см. раздел 9). В таблице 49 представлены частоты звуков на полюсах шкалы размера (на основании таблицы 4 и 14), а в таблице 50 представлены частоты тех же звуков в обозначениях понятий “большой” и “маленький” в 53 языках. Как обнаруживает статистический анализ, различия в распределении частот носят в обоих случаях статистически значимый характер. Полученные результаты свидетельствуют об аналогичном распределении частот одних и тех же звукосимволических комплексов в сфере действия как субъективного, так и объективного звукосимволизма.
Таблица 49