Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Еще в глубокой древности детей готовили к будущим общественным и воинским обязанностям с помощью специальной системы физических упражнений, через игры. Повседневно используя орудия труда, человек постепенно подошел к пониманию зависимости успеха производственной деятельности от предварительной двигательной подготовки, которая представляла собой выполнение движений, сходных с трудовыми действиями. Так физические упражнения стали содействовать подготовке к производству, формируя специальные навыки, умения и знания работников.
Идея использовать средства физической культуры в процессе подготовки человека к профессиональной деятельности существовала уже в позднем средневековье в ряде систем образования. В XV–XIX вв. Ф. Рабле, Д. Локк, И. Песталоцци и другие педагоги обращали большое внимание на подготовку молодежи к труду с помощью физических упражнений. В 1891 г. П. Ф. Лесгафт писал о том, что, вводя физическое воспитание в профессиональную школу, можно достичь искусства в ремесле. Профессор В. В. Гориневский уточнил, что физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу – другие, почтальону – третьи и т. д. Поступать иначе – значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе.
|
|
Физическое воспитание всегда имело важное значение в адаптации организма человека к постоянно усложняющимся формам труда и факторам социальной среды. Сегодня разработана система основ научной организации труда, которая рассматривает вопросы использования специальной психофизической подготовки к труду, повышения работоспособности, организации активного отдыха, профилактики профессиональных заболеваний.
В теории и практике физического воспитания специальная подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). В. И. Ильинич в своих работах дает определение профессионально-прикладной физической подготовке: ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность; выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных умений и навыков.
|
|
Таким образом, целью ППФП студентов в вузе является достижение ими психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
● формирование у студентов необходимых прикладных знаний;
● формирование и совершенствование прикладных умений и навыков;
● воспитание прикладных психофизических качеств;
● воспитание прикладных специальных качеств.
Рассмотрим подробнее содержание приведенных основных понятий.
Прикладные знания – знания, необходимые для организации и осуществления будущей профессиональной деятельности, приобретаемые студентами в процессе занятий физической культурой и спортом. Они включают в себя знания о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными заболеваниями, а также знания основных положений организации и проведения оздоровительно-массовой работы, необходимые будущему руководителю производственного коллектива.
Прикладные умения и навыки формируются у студентов в процессе занятий физическими упражнениями и спортом с целью использования их в конкретной трудовой деятельности. Для ППФП важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении данным действиям и особенно отдельным трудовым движениям различной сложности не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного вида спорта, в то же время является и профессиональным навыком, обеспечивающим безопасность специалиста в изменяющихся условиях (например, при подготовке геологов, геодезистов, летчиков и др.). В других случаях, когда автоматизированные движения могут явиться препятствием для изучения новых умений, целесообразнее будет овладеть большим числом умений, чем отработать отдельные из них до уровня навыка. Процесс обучения прикладным умениям и навыкам должен быть приближен к естественным условиям их применения, только в этом случае можно психологически подготовить будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях (например, будущих инженеров-строителей необходимо обучить ходьбе или лазанию по гимнастическому бревну, скамейке или другим возвышенностям).
Прикладные психофизические качества – физические и психические качества, необходимые для успешного и эффективного выполнения определенных трудовых действий.
К прикладным физическим качествам относятся выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Своевременное формирование прикладных физических качеств у студентов в процессе физического воспитания повышает эффективность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий.
Прикладные психические качества, необходимые будущему специалисту, могут формироваться только при создании специальных условий, в которых необходимо проявить эти качества. На учебно-тренировочных и самостоятельных занятиях физической культурой, на спортивных тренировках и соревнованиях могут быть созданы такие условия, при которых проявляются смелость, решительность, настойчивость, самообладание и т. п. Соблюдение норм и правил поведения в спортивной деятельности воспитывает уважение, трудолюбие, чувство коллективизма и т. п.
|
|
Прикладные специальные качества – качества специалиста, позволяющие ему противостоять специфическим воздействиям внешней среды и особенностям условий труда (таким, как низкие и высокие температуры, укачивание, нахождение на большой высоте и т. д.). Необходимо отметить, что хорошо физически развитый и подготовленный человек быстрее адаптируется к различным условиям труда, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.
Таким образом, формирование прикладных знаний, умений и навыков, а также воспитание прикладных качеств всегда должны рассматриваться в единстве физической и психологической деятельности обучающихся в определенных условиях внешней среды, при этом должен учитываться уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в овладении различными двигательными действиями. В процессе физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и разносторонней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у будущих специалистов психофизиологической готовности к длительному и высокопроизводительному труду в избранной профессиональной сфере.