Методические рекомендации по организации взаимодействия педагога с гиперактивными детьми

Воспитателю важно обратить внимание на следующие особенности взаимодействия с гиперактивными детьми.

В старшем дошкольном возрасте очень значимой становится потребность быть членом группы, социальной общности, следовательно актуально решение задач, связанных с развитием групповой сплоченности. Однако в этом процессе взаимодействия воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности мотивационной сферы развития гиперактивного ребенка:

1) высокий уровень надежды на взаимодействие и низкая чувствительность к отвержению (ребенок назойлив в общении;

2) высокий уровень потребности во взаимодействии и высокая чувствительность к отвержению (у ребенка возникает сильный внутренний конфликт, он стремится к общению и в то же время избегает его).

Гиперактивные дети часто являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.

В процессе формирования эмоциональной открытости и развития эмоционально-аффективной сферы воспитателю необходимо обращать внимание на различия в эмоциональных проявлениях гиперактивных детей: эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности – высокий, эмоциональной экспрессии (яркая степень выраженности) и эмоциональном поведении (бурный способ отреагирования). Гиперактивный ребенок не может справиться со своими переживаниями и контролировать свои эмоции, У них нередко отмечается агрессивность, упрямство. Все это приводит к возникновению проблем и конфликтных ситуаций. Из-за двигательного беспокойства гиперактивному ребенку сложно фиксировать свое внимание на мимике, жестах другого человека.

Также необходимо помнить, что большинству гиперактивным детям присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низках самооценка, неуверенность в себе и проблемы в коммуникации. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудносправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, отличаются суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно теребит и вертит что-то в руках; трясет ногой. и т.д.).

Присущая ребенку импульсивность создаст сложности в работе при решении задач, связанных с формированием социально-коммуникативных умений, развитием уверенных форм поведения, поскольку ребенку трудно выслушать других, дождаться своей очереди, вербализовать свои чувства, настроение, следовать правилам. В этом разделе работы необходимо использовать разнообразные ритмичные игры, движения, проговаривание вслух, что позволит организовать двигательное беспокойство ребенка. Инструкции и правила следует разбить на более мелкие смысловые части.

Необходимо чаще обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию, предъявлять как опознавательные знаки, т.к. ребенок может не услышать словесную инструкцию. Перед началом деятельности необходимо предварительное проговаривание и рассуждения, что позволит сделать работу осмысленной.

При построении занятий необходимо учитывать эти особенности и создавать наиболее благоприятные условия для развития, а именно:

· Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога, в центре внимания, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до ребенка, погладить его, что позволит ребенку переключить свое внимание.

· Необходимо направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло, его можно взять себе в помощники, при каждом подходящем случае дайте ребенку возможность принять на себя ответственность.

· В работе с гиперактивными детьми педагог должен быть более драматичен, экспрессивен, театрален. Необычность поведения педагога поможет переключить его внимание на нужный предмет, однако не следует допускать как сильных отрицательных, так и положительных эмоций.

· Учитывая отвлекаемость ребенка, необходимо продумать пространство, в котором будет проводиться занятие. не должно быть лишних предметов, ярких пятен. Новые объекты должны появляться по мере их необходимости, в свою очередь, будет поддерживать интерес ребенка и возвращать внимание на объект.

· Создавать ситуацию успеха, гиперактивный ребенок должен получать удовольствие от выполнения заданий.

· Создавать воображаемые ситуации, в которых гиперактивный ребенок может действовать без боязни ошибиться.

· Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым вопросам.

· Чаще хвалить, поощрять гиперактивного ребенка, сразу же, не откладывая на будущее (эти дети более других нуждаются в похвале), поощрение может быть и в виде каких-либо жетонов, предметов и т.д.

· При решении задач, связанных с освоением гиперактивным ребенком нового опыта необходимо избегать негативных высказываний, предоставляя максимальную возможность активности ребенку. Предоставлять гиперактивному ребенку возможность выбора.

· Стоит постепенно и осторожно стимулировать зрительный и телесный контакт гиперактивного ребенка со взрослым и с детьми с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагированных отрицательных переживаний и стимуляции положительных эмоций.

· Важно создание условий для обогащения репертуара предметно-практических достижений, продуктивной деятельности гиперактивного ребенка с целью овладения им различными стратегиями поведения.

При организации занятий следует обратить особое внимание на наглядные и практические методы, поскольку в работе с детьми они будут выполнять роль регулятора удерживания внимания детей, переключением с одной деятельности на другую. При использовании речевых методов, необходимо следить, чтобы форма подачи информации была алгоритмичной, четкой, лаконичной.

При организации работы вне занятий (индивидуально, в подгруппе) с гиперактивным ребенком можно больше внимания уделять словесным методам, поскольку наблюдается более тесный контакт воспитателя с ребенком (чем на занятии), есть возможность повторить инструкцию несколько раз, дождаться ее выполнения. Однако, не следует строить все взаимодействие на словесной инструкции – это приведет к переутомлению

При организации педагогической работы, направленной на обеспечение вхождения детей старшего дошкольного возраста в социальный мир, необходимо использовать следующие средства:

1. Различные виды игр:

· интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);

· ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);

· коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);

· ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях);

· творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);

· игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);

· игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).

2. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

· упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

· упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

В упражнениях на развитие социальной перцепции с гиперактивными детьми важно опираться на их ведущую систему восприятия и на успешность сенсорно-перцептивной системы. Это поможет детям почувствовать свою успешность среди сверстников.

3. Техники сочинения историй. Способ репрезентации реальности, в которой живет ребенок. Сочинение ребенком историй на основе ситуаций, которые оставили эмоционально значимый след.

4. Арт-педагогические техники (направлены на развитие средствами искусства гармонической личности и его социальной адаптации). С гиперактивным ребенком рекомендуется рисование в парах, тройках, а затем и коллективное рисование с творческими заданиями. Воспитатель должен особое внимание уделять подбору партнера для совместной деятельности с гиперактивным ребенком.

5. Техники художественной экспрессии. Выражение своего эмоционального состояния, привлекая художественные средства, музыку. Способствует к самовыражению.

6. Техники использования метафор. Недирективный способ нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.

7. Техника цветописи. Использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка. Используется для отображения эмоционального состояния, отношения через цвет как показателя психологически эмоционального благополучия.

Наиболее успешны в работе с гиперактивными детьми как на занятиях, так и вне занятий, будутследующие виды игр:

· Интерактивные. Гиперактивный ребенок требует тактильного контакта (прикосновения, поглаживания, использование элементов массажа). Если все эти элементы присутствуют, гиперактивный ребенок более осознанно вступает во взаимодействие, переключает свое внимание на сверстника, с интересом изучает его. Воспитателю необходимо учитывать последовательность в установлении контактов (от социально-безопасных (сохраняя большую дистанцию), общепринятых (дистанция общения сводится до общепринятых форм), до тактильных, связанных с прикосновением).

· Ритмические игры позволяют удовлетворить потребность гиперактивного ребенка в движении, тем самым активизировать работу мозга, поскольку гиперактивный ребенок неподвижен, снижается уровень активности его мозга. Также реализация принципа ритма позволяет гармонизировать эмоциональное состояние детей, способствует созданию общего «пространства» группы, единого эмоционального настроя.

Используя такие виды игр, как игры-инсценировки, ситуативно-ролевые, творческие игры, необходимо позаботиться о том, чтобы они были эмоционально-привлекательны для гиперактивного ребенка. Можно продумать атрибуты костюмов, что направят внимание ребенка и его двигательное беспокойство в нужное русло. Задания не должны быть скучными и трудными. Они должны приносить удовольствие, подкрепляться поощрениями.

Некоторые средства могут вызывать определенные сложности при их использовании в работе с гиперактивными детьми, например: коммуникативные игры, игры-дискуссии, техника сочинения историй; техника использования метафор. Дело в том, что все они связаны с подчинением каким-либо определенным правилам поведения: умение слушать, не перебивать рассказчика, ждать своей очереди и т.д., что очень сложно для гиперактивного ребенка.

Используя данные средства, воспитатель должен проявлять особое терпение и выдержку, организовать процесс так, чтобы гиперактивный ребенок смог принять участие в дискуссии, совместной деятельности.

С этими детьми необходимо заранее проговорить инструкцию, можно именно гиперактивного ребенка попросит «озвучить» правило выполнения задания, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.

Инструкция может быть представлена в оригинальной форме, например, изображена на карточках, тогда воспитатель не делает словесных замечаний и наставлений, а обращает внимание ребенка на карточку.

Используя данные средства, гиперактивного ребенка необходимо посадить рядом с собой, чтобы воспитатель мог тактильно взаимодействовать. Необходимо позаботиться, чтобы ребенок не слишком долго ждал, когда ему предоставят возможность выступать. В процессе высказываний следует обращать внимание детей на формирование своей мысли, если ребенок говорит сбивчиво, невнятно, предложить ему подумать, а потом снова его спросить.

Если ребенку сложно выступать, вступать во взаимодействие, то необходимо его во время поддерживать, подбодрить, предложить это сделать вместе (совместно проговаривая слова).

Используя упражнения на развитие социальной перцепции гиперактивного ребенка в группе можно их сочетать с ритмичными упражнениями.

Использование арт-педагогических техник, техники художественной экспрессии, техники цветописи – это условие для самовыражения гиперактивного ребенка, развитие его творчества. Учитывая слабую психоэмоциональную устойчивость гиперактивного ребенка при неудачах, необходимо обратить внимание на подготовку рабочего места, чтобы какая-либо неприятность, связанная с технической стороной, не привела к отрицательным эмоциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: