Занятие 2 2. Рассматривание картины, беседа по картине

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Наша армия» (работа, служба, граница, охрана, пограничник, наряд; собака, овчарка, ошейник, по­вадок, след, форма, оружие, рация, наушники, бинокль, вышка, столб, ограждение, полоса, песок; охранять, осматривать, наблю­дать; смелый, важный, отважный). Обеспечение целостного вос­приятия картины «На границе». Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, длительного плавного выдоха, связной речи, мышле­ния, памяти, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, ко­ординации речи е движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоя­тельности, активности, любви к Родине.

Оборудование. Мольберт, картина В. М. Каратая «На грани­це»1, конструктор «ЛЕГО», клубочки из сухой травы по числу детей, контейнер с фишками для слогового анализа слов.

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Пограничники».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятии. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, предлагает им пройти к мольберту перед которым полукругом стоят стульчики.

Логопед. Сегодня мы с вами составим рассказ по картине «На границе», но сначала расскажите стихотворение «На границе» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Наша армия».)

Один из детей выразительно рассказывает стихотворение.

2. Рассматривание картины, беседа по картине. [Разлитие связн­ой речи. ]

Логопед помещает на мольберт картину.

Логопед. Кого вы видите на картине?

Дети. Мы видим пограничников.

Логопед. Давайте расскажем о каждом из них.

1-й ребенок. Один пограничник ведет на поводке овчарку. Собака учует, если через границу прошел человек.

2-й ребенок. У другого пограничника рация. Он говорит по ней с другими пограничниками

3-й ребенок. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.

Логопед. Верно. Мы видим наряд пограничников. В наряде и человек и служебная собака. Они идут вдоль песчаной полосы, которая проложена на границе с другим государством. Что мы видим на заднем плане? Расскажите.

4-й ребенок. Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль государственной границы.

1-й ребенок. Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей.

2-й ребенок. Справа мы видим ограждение, которое стоит вдоль всей границы.

Логопед. Отлично. Вы очень хорошо описали все, что види­те на картине.

3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие зрительного гнозиса конструктивного праксиса]

Логопед предлагает детям сесть на ковер перед мольбертом и ставит на ковер контейнер с конструкторам «ЛЕГО»

Логопед. Посмотрите на пограничный столб. Какого он цвета?

Дети. На нем чередуются красные и зеленые полосы.

Логопед. Сосчитайте, сколько красных и зеленых полос.

Дети. Пять красных и пять зеленых полос.

Логопед. Давайте проведем соревнование, узнаем, кто ско­рее соберет пограничный столб из конструктора.

Дети по команде логопеда собирают столбы и определяют побе­дителя. Логопед убирает коробку с конструктором.

4. Упражнение «Перекати-поле». [Воспитание длительного плавного выдоха.]

Логопед ставит пограничные столбы на стол, предлагает детям присесть на корточки перед столом так, чтобы напротив губ каж­дого ребенка на другом конце стола стоял столб. Затем он достает комочки сухой травы.

1Кем быть? - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Логопед. Это растение называется перекати-поле. Ветер носит его в степи, катает, перекатывает. Давайте проведем еще одно соревнование, узнаем, чье перекати-поле скорее докатится до пограничного столба. Сделайте глубокий вдох через нос и по­дуйте на перекати-поле через губы, вытянутые трубочкой,

Упражнение проводится не более 3—4 раз, с тем чтобы не спро­воцировать головокружение у детей. Логопед убирает пособия.

5. Подвижная игра «Пограничник» [Координация речи с дви­жением. (Повторение. См.; Занятие 3, Тема «Наша армия».) ]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сде­лать упражнение.

6. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навы­ка слогового анализа слов]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с фишками.

Логопед. Давайте разделим на слоги те слом, которые будем использовать в рассказе. Я буду произносить слова, а вы будете де­лить их на слоги и выкладывать слоговые схемы из фишек.

Логопед произносит слова (наряд, граница, собака, столб, би­нокль, рация, ограда, поводок, вышка, тишина), дети выкладывают их схемы и оценивают работу друг друга. Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.

7. Составление плана рассказа по картине. [Развитие памяти, мышления. ]

Логопед предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом

Логопед. Давайте составим план рассказа. С чего вы его на­чнете?

1-й ребенок. Мы расскажем о том, что видим на картине наряд пограничников.

Логопед. Как вы продолжите рассказ?

2-й ребенок. Мы расскажем о каждом пограничнике.

Логопед. Что вы опишете потом?

3-й ребенок. Мы расскажем, что видимна границе.

Логопед. Чем можно закончить рассказ?

4-й ребенок.Можно рассказать, какую важную службу несут пограничники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: