Задачи оргпериода

Общие положения Оргпериода

Цели оргпериода

В первые дни для вожатых важно:

  • Запомнить имена всех детей
  • Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
  • Выявить интересы детей
  • Сплочение коллектива
  • Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
  • Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
  • Выстроить работу с напарником
  • Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно:

  • Познакомиться с отрядом
  • Ориентироваться в лагере
  • Чувствовать себя комфортно
  • Почувствовать себя нужным
  • Определение места (статуса) в коллективе;
  • Узнать план смены
  • Ориентироваться в режимных моментах

Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи оргпериода

  • познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
  • предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
  • узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
  • познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:

  • Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
  • Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
  • Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
  • Ускорить первичные процессы формирования коллектива
  • Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе


Бывает психологическая адаптация, бывает биологическая.

Стадии биологической адаптации:

  1. Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
  2. Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
  3. Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо:(но, такое редко встречается...:)


Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:

  • Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.
  • Организация быта и режима лагеря.
  • Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)
  • Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические...
  • Создать атмосферу комфорта и уюта.
  • Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)
  • Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).
  • Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.
  • Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.
  • Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.
  • Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.
  • Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)
  • Принять законы и правила отряда


Возможные отрядные дела оргпериода

  • Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).
  • Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).
  • Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).
  • Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).
  • Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).
  • Анкетирование.
  • Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.).
  • и другое...

Рекомендуемая запланируемая последовательность мероприятий

  • Поездка в лагерь
  • Расселение
  • Хоз. сбор
  • Знакомство с лагерем
  • Сбор знакомств
  • Игры оргпериода
  • Сбор "Рождение отряда" (организационный сбор + cбор планирование)
  • Линейка открытия смены


Ожидаемые результаты оргпериода

  • знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;
  • выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);
  • знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;
  • начало формирования отряда как коллектива,
  • формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
  • формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);
  • выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП);
  • сплочение коллектива;
  • адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;
  • создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);
  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
  • поддержание позитивного эмоционального подъема;
  • Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
  • Создание благоприятного эмоционального настроя;


Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.


Адаптация к новым условиям жизни може включать

  • знакомство ребят в отряде
    • визитки
    • огонёк знакомства
    • газета «Это мы»
    • таблички дежурств на палаты
    • план кроватей для вожатого
    • КТД «творческое объединение тёзок». (Нужно научить уважать имена, не допускать прозвищ)
  • создание комфортных условий для каждого ребёнка
    • встречки и другие сюрпризы
    • игры на контакт и доверие
    • легенды
    • традиции
    • ритуалы
    • тайны
    • надпись приветствия детей по заезду
    • приветственная газета с письмами и пожеланиями ребят из прошлой смены
  • знакомство с условиями лагеря
    • экскурсия по территории
    • знакомство с хозяйственным и педперсоналом
  • демонстрация принятых норм поведения и быта
    • предъявление ЕПТ
    • знакомство с режимом дня
    • хоз. сбор
    • знакомство с техникой безопасности
    • законы лагеря
    • личный пример вожатого
    • индивидуальные беседы
    • отношения в педколлективе
    • уборка территории
    • дежурство по палатам, столовой, территории
    • утренняя линейка
    • утренний информационный сбор отряда.

Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне.

  • раскрытие и развитие возможностей ребёнка
    • определение интересов и способностей каждого ребёнка
      • анкеты для детей или для родителей
      • наблюдение
      • огонёк «Моё хобби»
      • КТД «Живая анкета»
      • игры на выявление интересов
    • старт коллективного творчества
      • знакомство с кружками
      • много КТД в разных направлениях
  • структурное оформление отряда
    • выделение отряда
      • девиз
      • речёвка
      • песня
      • эмблема
      • символ
      • ритуал
      • традиции
      • устав
    • выявление лидеров
      • наблюдение
      • игры на лидера
      • социометрия
      • дежурство
  • создание условий для развития самоуправления
    • выбор актива
    • развитие микрогрупп
  • планирование смены
    • планирование собственной деятельности ребёнка
      • запись в кружки
      • письма на конец смены
    • планирование деятельности отряда
      • накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены
  • структурное оформление лагеря
    • знакомство отрядов между собой
    • выбор органов самоуправления
      • выбор формы самоуправления
      • делегирование по одному представителю в актив лагеря
      • распределение обязанностей в активе лагеря
      • выборы мэра с предвыборной борьбой
      • оргсбор лагеря
      • планирование общелагерных дел


критерии успешности оргпериода:

  • ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
  • заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
  • принятие норм лагеря


Советы вожатому на организационный период

  • До сбора желательно почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам, это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров;
  • лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
  • индивидуальные беседы проводите только наедине;
  • больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
  • больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
  • название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
  • Дис-цип-ли-на! (с) «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:) — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.


Принятие норм лагеря

Для первых дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует поверье: "Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена". По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.

Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.

Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи даёт мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займёмся расшифровкой.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю жизнь) прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);
  • приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);
  • создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);
  • сделать детей "управляемыми" (поделить отряд на "команды", "экипажи" при дежурствах и др. организационных моментах);
  • дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);
  • сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).


Исходя из указанных задач сформулируем примерные формы работы, итак:

a) познакомить детей (друг с другом и окружающими людьми, персоналом, с территорией и т. д.);

  • Игры на знакомства:
    • «Молекула – хаос»;
    • «Зоопарк» (с кем познакомились);
    • «Я иду в поход и беру с собой» (Вова – вилка - …);
    • ...
  • Игры на общение.
  • Игры на доверие.
  • Встречи с персоналом.
  • Знакомство с территорией – экскурсии, деловые игры, игры на местности.
  • Огонек «Знакомств».

б) Адаптировать детей к условиям проживания; Игра «Адаптация»: - несколько вариантов: экскурсий, прогулки

в) Создать условия для акклиматизации ребенка (не только климат, но и социальные, биологические (лес)условия, питание);

  • Экскурсии на природе
  • Встреча с врачом,
  • Встреча с поварами.
  • Игры по режиму дня (например КТД «Мой день»)
  • Рассказы о питании, игры с питанием.

г) Предъявить детям (совместно с коллегами) единые педагогические требования (первые дела педагоги отряда проводят вместе):

  • поощрение;
  • наказания. Деловая игра «Хозсбор». В ходе игры проигрываются все требования.

д) Диагностика.

  • Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. Тесты, анкеты, личные дневнички, индивидуальные беседы, встречи с психологом.

е) Введение в тематику темы.

  • Что ждет нас в смене. Организационный сбор отряда в игровой форме ЛОС, подготовка к ней. Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене.

ж) Совместно спланировать отрядную деятельность Сбор планирования (Можно провести с соседним отрядом)!!!

з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье). Организационный сбор

е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. Все предыдущие формы


Девиз Организационного периода – «Ни одной свободной минуты!»

Что обязательно нужно провести в организационный период:

  • огонек «Знакомств»;
  • «Хоз.сбор»:
  • организационный сбор;
  • сбор – планирование;
  • игры на знакомства;
  • 1 спортивное отрядное дело;
  • 1 творческое отрядное дело;

Первый день - это знакомство с лагерем, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.

Второй день - это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,. поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.

Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

Например.

  1. Конкурс болтунов "Как меня собирали в лагерь".
  2. "Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.
  3. Операция "Ы" - по спасению территории вокруг домика от мусора.
  4. Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.
  5. Знакомство с отрядным уголком.
  6. Составление графика дежурства по комнатам.
  7. Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".
  8. Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.
  9. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
  10. РИД - разведка интересных дел.
  11. Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.


Если вы мужественно выдержите эти три дня, не сорвёте голос, не упадёте от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из задуманного вами, организуете не менее десяти игр и хотя бы по три минуты побеседуете по душам с каждым ребёнком - дальше у вас пойдёт "как по маслу".

Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"

Задачи вожатого:

  • Как можно скорей познакомить детей друг с другом. Для этого есть множество специальных игр, так и называемых в педагогической литературе «игры на знакомство».
  • Приучить детей соблюдать режим дня лагеря, поддерживать чистоту в столовой и в палатах, чтить традиции, законы лагеря. Для этого, чтобы дети начали ориентироваться во времени, можно придумать вместе с ними какие-нибудь смешные наказания за опоздания на сбор отряда. Вполне подойдут для этой цели какие-либо творческие задания на 5 минут, которые опоздавшие детки должны будут выполнить в центре круга.
  • Создать у детей ощущение уюта и комфорта в отрядной комнате (если таковая предусматривается в лагере). Для этого можно нарисовать газету, плакат с названием отряда и девизом, расклеить на дверях таблички с именами проживающих в этой палате детей. Можно устроить уголок игрушек, куда дети посадят свои игрушки, которые они наверняка взяли с собой из дома. Если открыть простор для вашей совместной фантазии, то голые стены вашего помещения быстро приобретут красочный и неповторимый вид, показывающий ваш отряд. Главное в этом деле, чтобы все эти творческие изыски не шли вразрез с установленными в лагере санитарными нормами, и чтобы всё это можно было снять, отклеить и забрать себе в конце смены без ущерба для стен, пола, потолка и остального лагерного имущества.
  • Сделать детей управляемыми. Для этого можно разбить детей на постоянные группы: звенья, звёздочки, экипажи. Это следует сделать так, чтобы в каждой группе было один или два ребёнка, отличающегося активностью и хорошими лидерскими способностями, один или два, отличающегося хорошими творческими способностями и т.д.
  • Сформировать у детей представление о том, что будет в течение смены. План смены – может и не самая важная вещь для ребёнка, но очень здорово, когда он составляется вместе с ними, подстраиваясь под их интересы. Таким образом, вполне можно составить его в первые дни вместе с ними и повесить его на видное место в отрядной комнате.
  • Дать детям возможность проявить себя, самоутвердиться в спортивной сфере, в творческо-прикладной. То есть тех детей, которые не очень активны по своей природе и не могут постоянно показывать себя в творческих играх, нужно вовлекать в другие виды общественно-полезной деятельности: оформление отрядного места, участие в команде по футболу или же в игре «Что? Где? Когда?» Главное, что должен сделать вожатый, – это отметить за какие-либо заслуги каждого ребёнка: похвалить на сборе отряда или на общелагерной линейке.
  • Следить за документацией. В первые дни нужно будет написать несколько списков отряда: администрации, в медпункт, для себя… Могут быть и ещё документы, заполнение которых не следует запускать.

Важно:

  • Что важно для вожатого: запомнить имена всех детей, выявить лидеров отряда, которые будут первыми его помощниками в течение всей смены, выявить интересы и желания детей, выработать стиль поведения с отрядом, выстроить работу с напарником.
  • Также очень важно, установить с напарником единые педагогические требования. Чтобы не было такого, что один вожатый не разрешил что-то, дети пошли ко второму и получили от него разрешение. Вообще, самый лучший способ организации работы с напарником – это быть всё время вместе, проводить все отрядные дела сообща и, конечно же, вместе планировать каждый день смены. Но это уже отдельная тема для разговора…
  • В первые три дня очень важно планирование каждой минуты жизни отряда. Каждый ребёнок хочет как-то показать себя отряду, как-то выделиться. И самый лёгкий способ это сделать – это побезобразничать, позадирать остальных детей, повыпендриваться одним словом. Вот как раз, чтобы этого не произошло, нужно в эти дни как можно больше держать детей всех вместе, играть с ними в различные-различные игры, проводить с ними различные прогулки, беседы, огоньки…

Желательно:

Доводить до конца каждое начатое дело. Если в начале сказали, что это важно, то нужно требовать выполнения до конца смены. Например, такое правило, как то, что дети не выходят из столовой одни. Это правило вводится и активно используется вожатыми в оргпериод для того, чтобы дети не успели разбежаться по корпусу, по территории.… Но с течением времени, дети привыкают к установленному вожатыми режиму дня, а вожатые начинают доверять своим детям. И если вы захотели отменить для своего отряда данное правило, то лучше торжественно объявить об этом детям. А чтобы они не восприняли это как разрешение безобразничать, надо, во-первых, похвалить их за все предыдущие дни, сказать, «какие вы у меня все послушные, самостоятельные, умные» и ещё раз ненавязчиво напомнить, что в эти минуты делать нельзя.

Если ребёнок просится домой

Конечно, практически у каждого ребёнка будут появляться грустные мысли, что всё здесь не так, что дома лучше, некоторые дети будут плакать. Из-за этого не стоит сразу расстраиваться и винить себя, но и оставлять без внимания таких детей тоже не надо. В эти первые три дня нужно обязательно найти время, чтобы пообщаться с каждым ребёнком в отряде (даже если их около 40), по возможности очень душевно. С теми детьми, которые никак не могут включиться в жизнь лагеря, нужно поговорить отдельно. В ответ на его слёзное «Скучаю по маме…» можно сказать, что я тоже скучаю по маме и по дому. Это позволит ему понять, что он не один в своих переживаниях и возможно приведёт к тому, что ребёнок откроется для детей из отряда и заведёт себе друзей, с которыми быстро забудет про свои горести. А сдружиться с остальными детьми и забыть про горести – в этом ему поможет его любимый вожатый, выполнив все задачи оргпериода!

Планирование оргпериода

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойн ой обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД (Например: Полет в космос, Ромашка,...).

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И конечно же, работы должно хватить для всех.

После ужина проведите с ребятами " Огонек знакомств". О нем - отдельно.

Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну. наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть он и с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обмороки успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу.

Вообще организационный период (оргпериод, проще говоря) - очень важная вещь, важный момент, который нельзя пустить на самотёк. Здесь нужно хорошо потрудиться, ведь как начнётся смена, так она и пройдёт. Да, это требует немалых усилий со стороны вожатого, да, это сложно, но нужно постараться. Оргпериод - это как бы переход из одной жизни в другую. Для детей сложно адаптироваться в новой для них среде, для вожатого тоже (особенно если работаешь первый год и вторую смену, ведь только сблизился с той сменой, с теми ребятами, как приехали новые, и всё нужно начинать сначала).

Первая встреча с детьми - Вы к ней готовы?

Первое впечатление от встречи вожатого и детей будет иметь огромное значение для каждого в течение всей смены. Именно поэтому к первой встрече всем необходимо быть готовым и морально, и "материально".

К моральному багажу можно отнести: ваше хорошее настроение, заблаговременную подготовку, поддержку напарника и коллег, знание, что вас с нетерпением ждут самые замечательные в мире дети, и то, что у вас все получится.

"Материальный" багаж к вашей встрече тоже богат. Прежде всего, вам нужно заранее привести в порядок: ваш внешний вид; выражение лица; тембр голоса; вашу жестикуляцию.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из запланированного, и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком - дальше все пойдет "как по маслу".


Итак, что же должен сделать вожатый за это время…

  • Формирование временного коллектива - Одна из первейших задач, стоящих перед вожатым во время оргпериода – создать из группы, чаще всего незнакомых друг с другом ребят, дружный коллектив, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно, создать доброжелательную атмосферу, выявить среди детей лидеров, разделить ребят на микрогруппы (патрули, звездочки, звенья и т.п.), перезнакомить всех, “задать настроение” на всю смену… Короче говоря - создать КОМАНДУ. Это трудно, но от того, как вожатый справится с этой задачей, зависит едва ли не половина успеха в дальнейшей работе.
  • Формирование норм и правил - ОЧЕНЬ ВАЖНО! В первый же день! На первом же отрядном сборе! Объяснить детям, что можно, что нельзя и “ ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ”…… Сюда входит и общие правила лагеря, и те правила, которые вы хотите ввести в отряде, и запреты, и правила пользования чем либо, и общая информация о душах, розетках, магнитофонах, и МНОГО чего еще….Сделать это можно разными способами, но сделать это надо ОБЯЗАТЕЛЬНО.
  • «Вживание» и снятие напряжения - Ребенок, приехавший в лагерь, не важно впервые или нет, так или иначе, испытывает эмоциональный шок. Незнакомое место, новые люди, какой то взрослый, вообразивший себя самым главным.…И рядом нет мамы с папой, знакомых и друзей, и непонятно, как еще все сложится…и страшно и интересно одновременно. Задача вожатого, как можно раньше снять это напряжение. Показать ребенку, что вокруг друзья, что будет интересно, что никто не обидит.
  • Постановка задач на смену - Предварительное планирование – важный подготовительный этап в работе вожатого. И мы надеемся, что Вы, конечно, его провели. Но, как известно, даже самый хороший и подробный план нуждается в корректировках. В первые дни в лагере Вы более близко познакомитесь со своим отрядом и, возможно, поймете, что некоторые запланированные Вами дела “не пойдут”. Может изменится общелагерная программа или просто погода будет дождливой. И одной из целей оргпериода будет корректировка плана Вашей работы. Так же, более полно оценив Ваш отряд, пообщавшись с ребятами и напарниками, нужно будет наметить задачи смены. Говоря проще - на что будет нацелена Ваша работа с отрядом. Просто отдохнуть и повеселиться, сделать упор на сплочении отряда, затронуть социальные аспекты, акцентировать свою работу на развитии личностных качеств ребят, на групповой работе и так далее.


Советы новичку

  • Сразу брать дело в свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого. Не надо бояться детей!
  • Чётко спланировать день, чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.
  • Как можно больше подготовить до смены. Наличие разрюханных мероприятий и чёткой план-сетки сэкономит ваше время, нервы, здоровье.
  • Не избегать общения с детьми. Не надо бояться детей! Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.
  • Следить за имиджем. Выглядеть бодро, даже если вы устали.
  • Контролировать и корректировать своё настроение. Пресекать на корню злость и обиду на детей.
  • Не увлекаться застраиванием детей. Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: