Перевозка скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении

Перевозка скоропортящихся продуктов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной. На сегодняшний день су­ществуют преимущественно железнодорожно-водные, автомобильно-водные и железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов. При пе­ревозках скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении к до­кументам обязательно прилагаются сертификаты или удостоверения качества. В этих документах кроме информации, отражающей состояние перевозимых грузов, указывают сроки возможной транспортировки с учетом условий пере­возки на конкретных видах транспорта. При отсутствии таких документов или в случае невозможности доставить груз в срок, указанный в сертификатах, cтopoнa, передающая груз к перевалке на другой вид транспорта, обязана вы­звать представителя инспекции по качеству или эксперта и оформить передачу по вновь выданному сертификату или составленному акту экспертизы.

Для обеспечения наиболее эффективного использования данной схемы транспортировки существует ряд правил работы транспортных средств и пунк­тов перевалки. Система таких стандартов называется едиными техноло­гическими процессами работы различных видов транспорта при перевозке ско­ропортящихся грузов. В том случае, если через пункт перегрузки скоро­портящиеся грузы проходят в большом количестве, такие правила разраба­тываются индивидуально для каждого пункта перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Если же на пунктах перевалки скоропортящиеся грузы перерабатывают в небольшом количестве или только во время массовых сезон­ных перевозок, транспортировка скоропортящихся грузов в смешанном сооб­щении может осуществляться также посредством изотермических контейнеров. Некоторые виды изотермических вагонов могут быть оснащены специальными холодильно-отопительными устройствами, приводимыми в действие в зависи­мости от вида перевозимого груза. Так, отопительные установки применяются при транспортировке в зимний период яиц, бананов, ананасов и прочих грузов.

В контейнерах без холодиль но-отопительных устройств воздействию внешних факторов на скоропортящийся груз препятствует тепловая изоляция. Такой контейнер используется в качестве термоса.

В Западной Европе и Японии широко используются изотермические кон­тейнеры, охлаждаемые навесными или встроенными холодильно-отопитель-ными агрегатами. Масса брутто таких контейнеров составляет от 5 до 30 т. Ха­рактерно, что высота и ширина всех контейнеров независимо от объема стан­дартизирована ISO и равны 2438 мм (8 футов). Крупнотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, классифицируют по на­личию источников холода, по типу применяемой системы охлаждения или ото­пления. В соответствии со стандартами ISO контейнеры проектируют для ис­пользования при наружных температурах от +45 до - 45о С. Система охла-


ждения (отопления) должна качественно функционировать при наружных тем -пературах от +55 до -55 оС.

Вс е изотермические контейнеры унифицированы согласно стандартам; их параметры соответствуют характеристикам крупнотоннаж ных контейнеров общего назначения.

Охлаждение крупното ннаж ных контейнеров осуществляется посредством машинно й холодильной установки (чаще фреоновой), установки с жидким азо-том или сухим льдом.

Около 90 % парка изотермических контейнеров имеет машинную систему охлаждения. Нал ич ие столь большой доли контейнеров с данным видом охлаж-дения объясняется следующими преимуществами: у ниверс альнос тью, ав тоном-ностью и экономичностью. К недос таткам относятся сложность и низкая на-дежность холодильной установки. Самым ненадежным элементом системы яв-ляется дизель-генератор, поэтому в некоторых контейнерах его не применяют, и в данном случае используе тс я ис точник питания, установленный на тр а нс -пор тном средстве (судах, железнодорожных платформах, а в то тяг ач а х), контей-нерных пунк тах и грузовых фронтах.

Преимущества холодильных установок с жидким азотом и сухим льдом заключаются в о тносительной пр о с то те, возможности быстрого понижения температуры груза и воздуха, высокой надежности и обеспечении низкой ес-тес твенно й убыли груза.

Из о те р м ич е с к ие контейнеры перевозят на специализированном под-вижном составе: железнодорожных платформах, автомобилях, судах-контей-неровозах. Погрузка-выгрузка контейнеров с тр анс пор тн ых средств также про-изводится специализированными механизмами.

Для обеспечения документального оформления перевозок в рефриже-раторных контейнерах разных типов разработана специальная техническая до-кументация, учитывающая особенности транспортировки скоропортящихся грузов и организации контейнерных перевозок.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте скоропортящиеся продукты. Прив ед и те номенклатуру скоропортящихся грузов.

2. Каковы основные условия перевозки скоропортящихся грузов, при кото-рых сохраняются их коммерческие характеристики?

3. Пр ив ед и те классификацию изотермического подвижного состава.

4. Наз о в и те основные особенности изотермических транспортных средств для разных видов тр а нс по р та.

5. Как организуется перевозка скоропортящихся грузов в прямом смешан-ном сообщении?

6. Каковы преимущес тва перевозки скоропортящихся грузов в изотермиче-ских контейнерах?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: