Договор перевозки конкретного груза на железнодорожном транспорте

В Гражданском кодексе РФ общим положениям перевозки посвящена Глава 40. ПЕРЕВОЗКА (ст.ст.784-800).

В ст. 785 ГК РФ дается определение договора перевозки груза: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Ст.791 ГК РФ (Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), ст.794 (Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств). Названия статей ГК РФ указывают на основные моменты заключения договора перевозки грузов, разновидности договора и ответственность сторон договора.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Данное определение позволяет квалифицировать договор перевозки груза как взаимный, возмездный и реальный. Последний признак отсутствует, однако, у такой разновидности договора перевозки груза, как чартер.

Предметом рассматриваемого договора является услуга по доставке (пространственному перемещению) перевозчиком вверенного ему груза в пункт назначения. В процессе оказания этой услуги перевозчик совершает ряд действий, внешне напоминающих предметы иных типов договоров - хранения, подряда, возмездного оказания услуг. Так, на перевозчика возлагаются обязанности по обеспечению сохранности груза, выдаче его получателю, иногда - в консенсуальном договоре перевозки - по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Однако все эти действия лишь способствуют достижению главной цели - доставки груза, не влияют на самостоятельный характер данного договора и не превращают его в договор смешанного типа.

Реальный договор перевозки груза не регулирует отношения сторон по подаче транспортных средств и по предъявлению груза к перевозке. Обязательственно-правовую форму указанные отношения принимают благодаря совершению сторонами будущего договора перевозки односторонних сделок, выражающихся в подаче отправителем заявки и принятии ее перевозчиком, либо заключению ими договора об организации перевозок. Кроме того, законодательству и практике известна конструкция консенсуального договора перевозки, которым опосредуются как отношения по подаче транспортных средств и по предъявлению груза, так и сами перевозочные отношения.

Стороны договора перевозки груза - это отправитель и перевозчик. В качестве первого могут выступать любые физические и юридические лица, являющиеся титульными владельцами груза либо уполномоченные таковыми на заключение от своего имени договора перевозки.

Перевозчиками могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующими лицензиями (см. п.1 ст.17 Закона о лицензировании).

В п.1 ст.785 ГК упоминается также "управомоченное на получение груза лицо" - получатель, которому перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения. Если отправитель и получатель не совпадают в одном лице, то, по господствующему в науке мнению, последний не является стороной договора перевозки, а выступает в качестве третьего лица, в пользу которого заключен этот договор (см. ст.430 ГК).

Как правило, отправитель и получатель связаны отдельным договором, например купли-продажи, устанавливающим для первого обязанность по передаче товара, а для второго - по его принятию. Ради ее исполнения отправитель и заключает в пользу получателя договор перевозки.

Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрены следующие виды перевозок:

- перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

- перевозки в прямом международном сообщении - перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

- перевозки в непрямом международном сообщении - перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

- перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

- перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования;

- перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

- специальные железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- воинские железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности.

Заявка на перевозку грузов

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов, которая должна быть надлежащим образом оформленна в необходимом количестве экземпляров.

Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

В отдельных случаях владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Договор оформляется в простой письменной форме.

Письменное оформление договора перевозки груза обеспечивается составлением специальных документов, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. На всех видах транспорта, кроме морского, таким документом является накладная. Наряду с ней используется квитанция о приеме груза (см. ст.25 УЖТ).

Детальные требования к содержанию и оформлению накладных и иных транспортных документов обычно содержатся в подзаконных нормативных актах.

Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39 утверждены Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и образцы перевозочных документов и пересылочных накладных.

Накладная, как правило, не остается у составившего ее отправителя, а передается перевозчику и сопровождает груз во время перевозки. Отправителю же выдается копия или один из экземпляров накладной, а также квитанция о приеме груза.

Исполнение договора перевозки

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

Погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

При этом перевозчик обязан немедленно уведомить в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено УЖТ или соглашением сторон.

При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.

Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.

При несвоевременных расчетах за перевозку грузов, грузобагажа по вине грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя) перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. До внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем (получателем) всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю), находятся на его ответственном простое и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением выше указанных случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 УЖД.

Обеспечение сохранности груза

Перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в следующих случаях:

- прибытие груза в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;

- прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;

- прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

- прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

- прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;

- выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.

В определенной степени способствует обеспечению сохранности перевозимых грузов выполнение грузоотправителем и перевозчиком, погрузившими груз в отдельный вагон, контейнер, секцию автомобиля, судовое помещение, обязанностей по их пломбированию, предусмотренных транспортным законодательством. Так, в соответствии со ст. 28 УЖТ РФ загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами (перевозчиками), или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями.

В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра их опломбирование новыми запорно-пломбировочными устройствами проводят таможенные органы. Запорно-пломбировочные устройства и устройства для их снятия предоставляются железными дорогами грузоотправителям, грузополучателям согласно фактическим затратам за плату.

Порядок опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, устанавливаются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. В настоящее время на железнодорожном транспорте действуют Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, введенные Министерством транспорта РФ в июне 2003 г.

В целях обеспечения сохранности перевозимых грузов особым образом регулируются отношения, связанные с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, а также навалом или насыпью. Так, на железнодорожном транспорте утверждаются отдельные перечни грузов, перевозка которых допускается в открытом подвижном составе, а также грузов, которые могут перевозиться насыпью или навалом.

Согласно Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденным приказом МПС России от 16.06.2003 N 19 к перевозке в открытом подвижном составе допускаются: тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов, в контейнерах; грузы, перевозимые навалом и насыпью, не требующие защиты от атмосферных осадков.

В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.

Род и вид открытого подвижного состава выбирается грузоотправителем в зависимости от свойств груза, вида применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.

При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ 22235-76, нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов.

Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемыми МПС России.

Для упаковки груза, перевозимого в открытом подвижном составе, в зависимости от его свойств применяется транспортная тара, отвечающая требованиям соответствующих стандартов, технических условий. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.

На железнодорожном транспорте утверждаются перечни грузов, перевозка которых осуществляется в сопровождении работников военизированной охраны Министерства путей сообщения РФ, а также перечни грузов, охрану и сопровождение которых в пути следования осуществляют представители грузоотправителей или грузополучателей. Аналогичным образом могут сопровождаться и иные грузы (не входящие в соответствующие перечни), если это предусмотрено договорами, заключаемыми железными дорогами (перевозчиками) и грузоотправителями либо грузополучателями (ст. 17 УЖТ РФ).

В соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 38 «Сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.

Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции (далее - станция) назначения груза.

Сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. Такое сопровождение груза осуществляется ведомственной охраной. В этом случае сменные проводники ведомственной охраны являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем на сопровождение груза в пути следования на основании соответствующего договора.

Перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения грузоотправителями, грузополучателями на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки, и перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утверждаются МПС России по согласованию с МВД России».

Необходимо отметить, что сопровождение перевозимого груза проводниками грузоотправителей или грузополучателей не может служить обстоятельством, автоматически освобождающим железную дорогу от ответственности за несохранность грузов. Для этого железная дорога должна доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действиями (бездействием) проводников, сопровождавших указанный груз.

В случае несохранной перевозки груза с признаками хищения перевозчик обязан немедленно уведомить об этом представителей органов внутренних дел.

В случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт (Статья 42 УЖТ).

Выдача груза получателю

Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу.

Необходимо сразу же обратить внимание на то, что выдача доставленного по договору перевозки в пункт назначения груза получателю является обязанностью перевозчика, которую последний несет как перед грузоотправителем, так и перед получателем груза как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Перевозчик может предоставлять грузополучателю по договору предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

В случае, если на железнодорожной станции назначения отсутствует грузополучатель, указанный в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток, о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов в течение четырех суток перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата может реализовать грузы в порядке, предусмотренном УЖД.

Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов установлен Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

По прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.

Прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.

В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.

Согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29:

«Выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.

Выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателями.

Выдача грузов осуществляется перевозчиком в порядке, предусмотренном п.5 Правил.

При осуществлении выгрузки грузов в местах общего пользования силами и средствами железной дороги подтверждением и датой фактической выдачи груза считается отметка на оборотной стороне транспортной железнодорожной накладной в графе "Вывоз груза", а при отсутствии такой графы - аналогичная отметка в графе "Отметка о выдаче груза", внесенная уполномоченным работником железнодорожной станции назначения и заверенная штемпелем станции.

В случаях, когда выгрузка грузов осуществляется в местах общего пользования и в местах необщего пользования станций силами и средствами грузополучателя, а также на железнодорожных подъездных путях при подаче вагонов к местам выгрузки локомотивом железной дороги, подтверждением фактической выдачи груза является подпись грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе "Вагон принял".

При осуществлении выгрузки на железнодорожных подъездных путях, при подаче и уборке вагонов локомотивом, не принадлежащим железной дороге, подтверждением фактической выдачи грузов при передаче вагонов, контейнеров на железнодорожных выставочных путях, установленных договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути, является подпись владельца железнодорожного подъездного пути в памятке приемосдатчика или в другом предусмотренном указанным договором документе в графе "Вагон принял".

При передаче вагонов, контейнеров с грузом, подлежащим в соответствии со ст. 41 УЖТ РФ выдаче с участием железной дороги, в памятке приемосдатчика или в другом предусмотренном договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути документе делается отметка о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия железной дороги в выдаче груза (акт общей формы, коммерческий акт). В таком случае подтверждением фактической выдачи грузов является отметка в накладной о результатах выдачи груза.

Для оформления документов о выдаче груза представитель грузополучателя должен иметь доверенность на совершение соответствующих действий по получению груза. Доверенность может быть выдана на разовое получение груза по конкретной накладной. В этом случае после раскредитования перевозочных документов она прикладывается к дорожной ведомости. Копия доверенности, выданной организацией на совершение действий по получению груза в течение длительного срока, хранится в делах станции назначения.

В доверенности указываются данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, действия, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, осуществление расчетов за перевозку, подписание памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, коммерческого акта или др.), а также номер вагона (контейнера) и номер накладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной. Доверенное лицо, получающее груз, по просьбе работника станции предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

При оформлении выдачи груза грузополучателю выдается накладная под роспись в дорожной ведомости с указанием в ней номера и даты доверенности на получение груза.

В тех случаях, когда грузополучатель не отказывается от получения груза, но допускает задержку в его принятии, он несет бремя дополнительных расходов. Данное обстоятельство связано с тем, что прибывшие грузы, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции бесплатно только в течение 24 часов.

Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов или с 24 часов для подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки силами и средствами грузополучателя. За хранение грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока взимается сбор, определяемый тарифным руководством ст. 38 УЖТ РФ

Для вывоза груза со станции грузополучатель предъявляет накладную с отметкой о внесении всех причитающихся платежей, а на станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам, также пропуск, подписанный уполномоченным работником станции. При вывозе груза с территории станции пропуск на контрольно-пропускном пункте у грузополучателя изымается. Если груз вывозится по частям, пропуск изымается при вывозе последней части груза.

Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель предъявляет приемосдатчику квитанцию об уплате сбора за хранение груза (п. 35 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте).

Особым образом регулируются действия грузополучателя и железной дороги в тех случаях, когда груз по истечении установленных сроков его доставки не поступает на железнодорожную станцию назначения и по этой причине станция назначения по требованию грузополучателя принимает меры к розыску груза.

Розыск неприбывшего груза осуществляется в порядке, предусмотренном п.35 Правил: «В случае неприбытия груза на станцию назначения в установленный срок доставки грузополучатель предъявляет перевозчику подлинную квитанцию о приеме груза или ее копию, заверенную в установленном порядке. Перевозчик должен убедиться в неприбытии груза на станцию назначения и проверить подлинность предъявленной квитанции о приеме груза к перевозке.

После получения подтверждения подлинности предъявленных документов перевозчик должен сделать отметку в предъявленной квитанции "Груз не прибыл" и заверить данную запись календарным штемпелем перевозчика и своей подписью с указанием должности.

Розыск груза, не прибывшего по назначению в указанный в квитанции о приеме груза срок, производится по заявлению грузополучателя перевозчику на станции назначения.

В подтверждение обоснованности требования о розыске груза грузополучатель представляет квитанцию о приеме груза, а при ее отсутствии - один из следующих документов: счет-фактуру поставщика (в подлиннике или в копии), документ поставщика (грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру, если указанные документы имеют данные о роде груза, дате отгрузки, станции отправления и назначения, номере накладной, по которой груз сдан к перевозке, и номере вагона (при повагонной отправке) или номере контейнера - при отправке груза в контейнере.

В случае неприбытия груза, перевозимого с использованием накладной в электронном виде, в указанный в квитанции о приеме груза срок грузополучатель может предъявить перевозчику требование о розыске груза. Для этого грузополучатель подает перевозчику письменное заявление, в котором указывает номер отправки и станцию отправления.

Розыск грузов, перевозимых в международном сообщении, производится перевозчиком на станции назначения на условиях действующих международных соглашений

Прекращение договора перевозки груза

Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

Учитывая специфику деятельности транспортных организаций, среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств для договора перевозки груза совершенно особое значение имеет прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК).

Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления указанных обстоятельств. Так, согласно ст. ст. 46 УЖТ РФ, если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю (получателю), а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе. В случае непредставления грузополучателем (получателем) и грузоотправителем (отправителем) решения о судьбе грузов в течение четырех суток после получения запроса перевозчика железная дорога может возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при невозможности возврата указанных грузов.

Ответственность по договору перевозки груза

Общие положения

Общее правило об ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки, сформулировано в ГК применительно к перевозкам, осуществляемым всеми видами транспорта, и оно состоит в следующем. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК).

В УЖТ РФ (ст. 114) предусмотрено, что любые предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями (отправителями) или грузополучателями (получателями), имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей или грузополучателей, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные УЖТ РФ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы.

Ответственность за просрочку доставки груза

В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Однако ответственность перевозчика за нарушение указанной обязанности непосредственно в ГК не предусмотрена. Такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами.

Так, согласно ст. ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза, а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения либо в прямом смешанном назначении сторона, по вине которой допущена просрочка в доставке груза, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст.29 УЖТ РФ обстоятельств (т.е. по причине задержки железной дорогой подачи транспортных средств в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки), устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от железной дороги обстоятельств.

Ответственность за несохранность груза

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК).

В соответствии со ст. ст. 107 УЖТ РФ железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности вследствие:

- причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

- особых естественных свойств перевозимого груза;

- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при приеме груза для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

- сдачи для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Положения данной статьи ст. 107 УЖТ РФ полностью корреспондируют нормам, содержащимся в ст. 796 (п. 1) ГК. Отличие состоит лишь в том, что ст. ст. 107 УЖТ РФ предусматривает перечень конкретных обстоятельств, которые железная дорога обычно не в состоянии предотвратить и устранение которых, как правило, не зависит от перевозчика. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что указанный перечень, конечно же, является неполным, а также носит примерный и относительный характер.

В дополнение к ранее сформулированным основаниям освобождения перевозчика от ответственности за несохранность грузов в ст. 118 УЖТ РФ предусмотрены следующие обстоятельства: утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем (отправителем) в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа; грузобагаж прибыл в исправной таре или упаковке; перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

Применительно к этим новым случаям освобождения перевозчика от ответственности за несохранность грузов (впрочем, как и во всех иных известных случаях) в ст. 118 УЖТ РФ предусмотрено правило о том, что перевозчик несет ответственность за несохранность грузов лишь при условии, что предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

ГК (п. 2 ст. 796), а также транспортные уставы и кодексы предусматривают предельные размеры ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза. В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза; при повреждении (порче) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления - в размере его стоимости; если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объявленной стоимости груза. При этом стоимость груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии таковой - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением указанного ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК).

Ст. 107 УЖТ РФ - норма, в основном дублирующая названные положения ГК.

Ответственность грузоотправителей и грузополучателей

В рамках обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств, за отправление груза, запрещенного для перевозки, а также за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза.

В соответствии со ст. ст. 98 УЖТ РФ за неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги. Как видим, указанная мера ответственности носит характер штрафной неустойки, которая может быть взыскана сверх убытков, причиненных железной дороге.

На железнодорожном транспорте до внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся железной дороге за предыдущую перевозку груза, дорога вправе прекратить подачу вагонов и контейнеров для следующей перевозки груза ст. 30 УЖТ РФ.

При несвоевременных расчетах за перевозку грузов, грузобагажа по вине грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя) перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством (ст. 30 УЖТ РФ).

При применении указанной ответственности должен учитываться реальный характер договора перевозки: исполнение обязанности грузоотправителя по внесению провозной платы перевозчику не может считаться просроченным до момента принятия последним груза к перевозке.

Что касается ответственности грузополучателя, то прежде всего необходимо оговориться, что применение к последнему каких-либо мер ответственности из числа предусмотренных транспортным законодательством возможно лишь при том условии, что он в какой-либо форме выразил свое намерение воспользоваться своим правом на принятие от перевозчика доставленного в его адрес груза. Данное обстоятельство вытекает из особенностей правового положения грузополучателя в правоотношениях, связанных с договором перевозки груза, который, как отмечалось ранее, сконструирован по модели договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Грузополучатель, выразивший свое намерение реализовать право на получение груза, например путем обращения к перевозчику с требованием о выдаче груза, тем самым становится фактическим участником названных правоотношений, регулируемых транспортным законодательством, и с этого момента должен подчиняться правилам об обязанностях получателя груза и об ответственности грузополучателя в случае нарушения указанных обязанностей. Речь идет об обязанностях получателя по обеспечению своевременного принятия доставленного в его адрес груза от перевозчика и уплате последнему причитающихся ему платежей, связанных с перевозкой груза.

Негативные последствия нарушения грузополучателем обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством, выражаются не только в применении к нему мер ответственности, но и в иных материальных потерях. Например, УЖТ РФ (ст. 30) предусмотрено, что до внесения на железнодорожной станции назначения всех причитающихся железной дороге платежей вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается сбор за хранение груза или плата за пользование вагонами, контейнерами.

Помимо ответственности за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза (проценты по ст. 395 ГК) к грузополучателю при определенных условиях может быть применена ответственность в виде штрафа за задержку транспортных средств под выгрузкой или самовольное использование указанных транспортных средств (например, ст. 99, 100 УЖТ РФ).

Претензии и иски по договору перевозки груза

В соответствии со ст. 797 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливался в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Порядок предъявления претензий

Правом на предъявление претензии к перевозчику наделяются грузоотправитель или грузополучатель в зависимости от вида нарушений договора перевозки груза, допущенных перевозчиком при условии представления документов, подтверждающих нарушение перевозчиком своих обязательств.

Так, в соответствии со ст. 120 УЖТ РФ право на предъявление к железной дороге (перевозчику) претензии (а также иска), возникшей в связи с осуществлением перевозки груза, имеют:

- грузополучатель или грузоотправитель в случае утраты груза при условии представления грузовой квитанции в приеме груза к перевозке с отметкой станции назначения о неприбытии груза либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза;

- в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления транспортной железнодорожной накладной (ее заверенной копии) и выданного железной дорогой коммерческого акта либо документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта;

- в случае просрочки доставки груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления подлинной транспортной железнодорожной накладной;

- в случае задержки выдачи груза - грузополучатель или грузоотправитель при условии представления транспортной железнодорожной накладной и акта общей формы.

В УЖТ РФ (ст. 120) гораздо детальнее, чем прежде регулируется порядок предъявления претензий к перевозчику за различные нарушения транспортного законодательства.

В частности, правом на предъявление к перевозчику претензий наделяются:

- грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае задержки выдачи груза, грузобагажа (к претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция и акт общей формы);

- грузополучатель, грузоотправитель, а также обслуживающий их своим локомотивом владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования (к претензии прилагаются ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, акт общей формы);

- грузоотправитель - в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки (прилагаются учетная карточка выполнения заявки, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной карточке, а также акт общей формы, подтверждающий отказ одной из сторон подписать учетную карточку);

- грузополучатель или грузоотправитель - в случае взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельца (к претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, заявление о розыске грузов и другие подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельца документы, расчет суммы штрафа) и т.д.

УЖТ РФ не предусматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополучателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска перевозчику.

Согласно ст. 120 УЖТ РФ право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

Согласно ст. 123 УЖТ РФ претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза - со дня выдачи груза; возмещения за утрату груза - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки; просрочки доставки груза - со дня выдачи груза; возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров - со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) железной дороги об их начислении; в иных случаях - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Намерение сделать указанные сроки пресекательными следует из нормы о том, что железная дорога вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Предъявление исков к перевозчику

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортным уставами и кодексами (п. 2, 3 ст. 797 ГК).

Согласно ст. 125 УЖТ РФ иски к перевозчику предъявляются в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: