Глава V. Барьеры входа и ограничение доступа на рынок

Входные барьеры позволяют действующим на рынке предпринимателям систематически получать экономические прибыли за счет ограничения доступа других фирм. Различают стратегические и нестратегические барьеры. Первые возникают в результате разработки фирмами экономических стратегий, ограничивающих или не допускающих вход конкурентов на рынок. В качестве нестратегических барьеров выступают административные, гражданские и социально-экономические условия функционирования отраслей и рынков.

Среди стратегических барьеров наиболее известна модель использования «огра­ничивающего ценообразования». Непосредственно стратегия работающей фирмы состоит в удерживании цены на таком уровне, что вход новой фирмы снижает ее до величины, близкой к предельным издержкам. Однако, если рассмотреть эту модель с точки зрения длительного периода, то поддержание рыночной цены становятся возможными благодаря удачному выбору и введению производственной мощности укоренившейся фирмой. Это значит, что фирмы со­стязаются в накоплении мощностей. Преимущество, связанное с возможностью более раннего накопле­ния капитала, ведет к тому, что укоренившиеся фирмы накапливают большие мощности (и следовательно, назначают низкую цену) для того, чтобы предот­вратить или ограничить доступ.

Замечание. В случае асимметричности информации об объеме спроса, издержках производства и мощностях ограничивающее ценообра­зование может быть интерпретировано как механизм создания фирмой у потенциальных конкурентов мнения, что объем спроса, или


ее предельные издержки низки. Тогда низкая цена сигнализирует, что вход в отрасль новых фирм нецелесообразен.

Создание барьеров с помощью использования производственных мощностей связано с осуществлением предпринимателями поглощенных затрат. Поглощенные затраты являются особой формой постоянных издержек. Издержки фирмы являются постоянными, если они не зависят от объема вы­пускаемой продукции и их действие распространяется на некоторый промежуток времени. Поглощенные затраты это те инвести­ционные постоянные затраты, которые производят поток доходов, но компенсировать величину которых в случае неиспользования в течение вре­мени их действия нельзя. То есть они не имеют существенной ценности на вторичном рынке.

Исходя из таких характеристик поглощенных затрат, их осуществление фирмой можно рассматривать как сигнал того, что она останется на данном рынке в течение периода времени, на который распространяется их действие. Поэтому потенциальные конкуренты должны сделать выводы о низкой прибыльности рынка и могут снизить масштабы своего вступления или вообще отказаться от него. (Затраты действительно должны быть поглощенными. Если укоренившаяся фирма может их продать по приемлемой цене, то это не остановит конкурентов от входа на рынок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: