Входные барьеры позволяют действующим на рынке предпринимателям систематически получать экономические прибыли за счет ограничения доступа других фирм. Различают стратегические и нестратегические барьеры. Первые возникают в результате разработки фирмами экономических стратегий, ограничивающих или не допускающих вход конкурентов на рынок. В качестве нестратегических барьеров выступают административные, гражданские и социально-экономические условия функционирования отраслей и рынков.
Среди стратегических барьеров наиболее известна модель использования «ограничивающего ценообразования». Непосредственно стратегия работающей фирмы состоит в удерживании цены на таком уровне, что вход новой фирмы снижает ее до величины, близкой к предельным издержкам. Однако, если рассмотреть эту модель с точки зрения длительного периода, то поддержание рыночной цены становятся возможными благодаря удачному выбору и введению производственной мощности укоренившейся фирмой. Это значит, что фирмы состязаются в накоплении мощностей. Преимущество, связанное с возможностью более раннего накопления капитала, ведет к тому, что укоренившиеся фирмы накапливают большие мощности (и следовательно, назначают низкую цену) для того, чтобы предотвратить или ограничить доступ.
|
|
Замечание. В случае асимметричности информации об объеме спроса, издержках производства и мощностях ограничивающее ценообразование может быть интерпретировано как механизм создания фирмой у потенциальных конкурентов мнения, что объем спроса, или
ее предельные издержки низки. Тогда низкая цена сигнализирует, что вход в отрасль новых фирм нецелесообразен.
Создание барьеров с помощью использования производственных мощностей связано с осуществлением предпринимателями поглощенных затрат. Поглощенные затраты являются особой формой постоянных издержек. Издержки фирмы являются постоянными, если они не зависят от объема выпускаемой продукции и их действие распространяется на некоторый промежуток времени. Поглощенные затраты это те инвестиционные постоянные затраты, которые производят поток доходов, но компенсировать величину которых в случае неиспользования в течение времени их действия нельзя. То есть они не имеют существенной ценности на вторичном рынке.
Исходя из таких характеристик поглощенных затрат, их осуществление фирмой можно рассматривать как сигнал того, что она останется на данном рынке в течение периода времени, на который распространяется их действие. Поэтому потенциальные конкуренты должны сделать выводы о низкой прибыльности рынка и могут снизить масштабы своего вступления или вообще отказаться от него. (Затраты действительно должны быть поглощенными. Если укоренившаяся фирма может их продать по приемлемой цене, то это не остановит конкурентов от входа на рынок).