V.2.2. Ограничения эффективности опережающих инвестиций

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность опережающих инвестиций, является поглощенность инвестиций. Этот факт останавливает вход фирмы-новичка, так как свидетельствует об ожидаемой остроте и продолжительности конкуренции.

Однако положение меняется, если величина поглощенных инвестиций мала и затраты ухода с рынка незначительны. При определенных условиях фирма-новичок попытается войти на рынок, несмотря на опережающие инвестиции укоренившейся фирмы.

Это происходит, например, потому, что укоренившаяся фирма,


производящая несколько продуктов и конкурирующая на отдельном рынке с фирмой, производящей один продукт, имеет более сильный стимул покинуть этот рынок, чем ее соперник. Это является следствием того, что низкая цена данного продукта на этом рынке уменьшает спрос на другие товары многопродуктовой фирмы.

Рассмотрим модель линейного города. Протяженность города равна 1. Примем общее число потребителей за 1. Они распределены по городу равномерно. Транспортные за­траты потребителей на единицу расстояния равны t. Потребитель приобретает нуль или одну единицу товара в единицу времени.

Строительство одного предприятия требует низких поглощенных инвестиций в размере f. Ликвидация предприятия сопровождается потерей этих инвестиций. Какие-либо другие затраты по уходу с рынка отсутствуют.

Укоренившаяся фирма имеет два предприятия, расположенных в двух концах города. Товары, продаваемые предприятиями в левом и правом концах города, из-за транспортных затрат являются диффе­ренцированными. Фирма поддерживает цену выше предельных издержек с. Цены товара на левом и правом конце города р1 и р2, соответственно.

Объем спроса каждого предприятия (при условии равенства цен)

D1 = D2 = 1/2;

Цена товара: p1 = p2 = c + t;

Прибыль одного предприятия: П1 = П2 = t/2.

Новичок открывает предприятие на правом конце города. Возникающая конкуренция сбивает цену товаров обоих предприятий в правом конце до предельных издержек с. Следовательно, предприятия в правом конце города не приносят фирмам прибыли.

Предприятие укоренившейся фирмы, расположенное в левом конце города, продолжает приносить прибыль.

Объем спроса на продукцию предприятия укоренившейся фирмы, расположенного в правом конце города:

D11,с) = (p2 – р1 + t) / 2 t = (с – р1 + t)/ 2t;

Прибыль П1(p1,c)= (р1 – с) [(с – р1 + t) / 2 t ];

Max{П1 (p1, с)}. Условие первого порядка 2с – 2p1 + t = 0;

Цена товара предприятия укоренившейся фирмы, расположенного в правом конце города: р1 = с + t/2.

Прибыль этого предприятия: П1(p1,c) = t/8.

Объем спроса: D11,с) = 1/4.


Величина прибыли, объем спроса и цена товара уменьшилась, поскольку товар в правом конце города теперь продается по более низкой цене с.

Для вновь вошедшей фирмы уход с рынка, если укоренившаяся фирма сохраняет свое предприятие на правом конце города, не изменяет ее положения. Она в любом случае получает нулевую прибыль и несет убытки в размере инвестиций f.

Укоренившаяся фирма после ухода с правого конца города получит большую прибыль. Оставшаяся фирма-новичок поднимает цену (например, до p2 = c + t) и увеличивает остаточный спрос на товар укоренившейся фирмы, продаваемый в левом конце города. Уход увеличивает прибыли укоренившейся фирмы. Таким образом, после входа новичка на правом конце города состояние равновесия предполагает ликвидацию расположенного там предприятия укоренившейся фирмы. В результате на рынке образуется дуополия.

Возвратимся к модели опережающих инвестиций. Создание барьеров с помощью опережающего инвестирования имеет ограничения. При низких инвестиционных расходах строительства предприятий, взаимозаменяемости продуктов и отсутствии ощутимых потерь при уходе с рынка, новичок, несмотря на опережение укоренившейся фирмой, может открыть предприятие в правом конце города в расчете на то, что укоренившаяся фирма ликвидирует свое предприятие. В таких условиях ни одна фирма не захочет входить на правый конец раньше момента Т.

Установившееся равновесие предполагает, что укоренившаяся фирма не входит на правый конец города, фирма-новичок вводит свое предприятие в момент Т. Опережения не происходит, так как бессмысленно. Низкие затраты вы­хода, невысокая стоимость поглощенных инвестиций и взаимозаменяемость продуктов ставят укоренившуюся фирму в невыгодное положение. Она не может предотвратить вход новичка посредством размножения продуктов.

Другие ограничения создания барьеров с помощью опережающего инвестирования.

– Укоренившаяся фирма не владеет прогрессивной технологией новичка.

– Укоренившаяся фирма может иметь недостаточно времени, чтобы опередить новичка, например, при одновременном освоении технологии или неполноте и асимметричности информации о намерениях конкурентов и значительных лагах доступа к информации.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение  
Глава I. Структура отраслевых рынков  
I. 1. Типы организации взаимодействий экономических агентов  
I. 2. Фирма как субъект рыночных взаимодействий  
I.2.1. Влияние внутрифирменных трансакционных издержек на ее размер (модель «принципал–агент»  
I.2.1. 1. Модель предпочтений несклонной к риску стороны.  
I.2.1. 2. Модель оценки влияния стимулирования.  
I.2.2. Влияние эффективности использования ресурсов на размер фирмы  
I.2.2. 1. Синергический эффект  
I.2.2.2. Эффект масштаба  
I. 3. Отрасль как элемент структуры экономики  
I. 4. Характеристика рынка  
I. 4.1. Виды и структура рынков  
1.4.2.Фундаментальная трансформация структуры рынка  
1.4.3. Рыночная информация  
Глава II. Взаимодействия в условиях двухсторонней монополии  
II.1. Асимметричность информации и объем взаимодействий в условиях двусторонней монополии  
II.2. Влияние ситуации двусторонней монополии на объем особенных инвестиций  
II.3. Влияния степени специ­фичности активов на объем инвестиций  
II.4. Вертикальный внешний эффект и эффективный объем торговли (модель двойной маржинализации)  
II.5. Вертикальный внешний эффект и объем услуг по продвижению товара  
II.6. Замещаемость и объем потребления ресурсов  
II.7. Власть и распределение выигрыша от торговли  
II.8. Вертикальный контроль (реализация властных преимуществ)  
Глава III. Дифференциация товаров и возникновение монопольной власти  
III. 1. Вертикальная дифференциация  
III.2. Равновесие вертикальной дифференциации  
III.3. Горизонтальная пространственная дифференциация (модель линейного города)  
III. 4. Равновесие горизонтальной дифференциации  
III.5. Горизонтальная дифференциация в условиях конкуренции (модель кругового города)  
III.6. Информативная дифференциация  
Глава IV. Выбор предпринимателем качества производимых благ  
IV.1. Выбор уровня качества продукта монополистом, производящим разыскиваемый товар  
IV.2. Моральная угроза разовой покупки испытываемого товара  
IV.3. Влияние неинформированности потребителей на выбор уровня качества продукции монополистом  
IV.4. Влияние неинформированности потребителей на объем взаимодействий на рынке (проблема лимонов)  
IV.5. Повторные покупки испытываемых товаров и формирование репутации товаропроизводителя  
IV.6. Целесообразность сигнализирования наличия высокого уровня качества товара  
IV.7. Премии за качество  
IV.8. Влияние отношения потребителей к предпринимательскому сектору на уровень качества товара  
Глава V. Барьеры входа и ограничение доступа на рынок  
V.1. Предоставляемый, сдерживаемый и блокированный вход на рынок (преимущество первопроходца)  
V.2. Барьеры, создаваемые в результате опережения в инвестировании  
V.2.1. Модель поддержания барьеров с помощью опережающих инвестиций  
V.2.2. Ограничения эффективности опережающих инвестиций  

Список рекомендуемой литературы

  1. Тироль. Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/ Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996.
  2. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ.– М.: ИНФРА-М, 1997.
  3. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: ТЕИС, 2000.
  4. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций)// Российский экономический журнал.2001,№ 1,2,3, 7,9,10; 2002, № 1,2.
  5. Розанова Н., Авдашева С. Лекции по теории отраслевых рынков: Учебное пособие. М.:Изд-во ВШЭ, 1996.
  6. Jacobson D., Andreosso O., Callaghan B. Industrial Economics and Organization., 1996.
  7. Shy Oz. Industrial Organization. Theory and Applications. Cambridge, Mass, MIT Press, 1995.
  8. Tirole J. Industrial Organization. Mass, Cambridge, MIT Press, 1994.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: