Семинар № 5
Тема 1.6. Нейропсихологический подход в диагностике
Семинар № 4
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с задачами и методами нейропсихологической диагностики
2. Формировать представление о различных вариантах нейропсихологических методик для взрослых (по А.Р. Лурия, Т.Г. Визель)
3. Раскрыть варианты нейропсихологических методик для работы с детьми (нейропсихологическая экспресс – методика, предложенная Л.С. Цветковой и нейропсихологическую экспресс – диагностика, предложенная Т.В. Ахутиной, Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
4. Формировать представление об требованиях к знаниям и умениям специалиста, проводящего нейропсихологическое обследование.
5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: вопрос 4 также предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 1.6., раздел 1)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Основные задачи нейропсихологической диагностики
2. Методы нейропсихологического обследования
3. Схема обследования А.Р. Лурия. Нейропсихологическое блиц-обследование Т.Г. Визель для взрослых (вариант модификации нейропсихологической диагностической системы А.Р. Лурия)
4. Адаптация нейропсихологических методик для работы с детьми. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детей дошкольного и младшего школьного возраста (разработанная Всероссийским центром по детской неврологии)
5. Требования к знаниям нейропсихологических тестов и умениям провести анализ дефекта специалиста, проводящего нейропсихологическое обследование.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М., 2005.
2. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.
3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2002.
4. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с основными и дополнительными методами психолого-педагогического изучения ребенка
2. Формировать представление о возможностях и ограничениях использования наблюдения, эксперимента анализа документации, беседы, опросников, тестирования, анализа продуктов деятельности в отношении детей с проблемами развития
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: предполагается экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (тема 1.8., раздел 1)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Технология построения обучающего эксперимента. Формы и этапы оказания помощи
2. Наблюдение на разных этапах обследования ребенка. Проблемы организации наблюдения за ребенком с отклоняющимся развитием и качественной оценки зафиксированных характеристик
3. Требования к проведению беседы в зависимости от возраста обследуемого. Использование данных беседы при интерпретации результатов диагностики и составлении психологического заключения
4. Применение стандартизированных методик в психодиагностике лиц с отклонениями в развитии:
А) Ограничения применения опросников в психодиагностике лиц с отклоняющимся развитием;
Б) Специфика использования тестов при диагностике лиц с отклонениями в развитии.
5. Анализ продуктов деятельности в системе методов изучения и диагностики отклоняющегося развития. Метод рисунков при изучении уровня возрастного развития и личностных особенностей.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.
5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.