Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Семинар № 5

Тема 1.6. Нейропсихологический подход в диагностике

Семинар № 4

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с задачами и методами нейропсихологической диагностики

2. Формировать представление о различных вариантах нейропсихологических методик для взрослых (по А.Р. Лурия, Т.Г. Визель)

3. Раскрыть варианты нейропсихологических методик для работы с детьми (нейропсихологическая экспресс – методика, предложенная Л.С. Цветковой и нейропсихологическую экспресс – диагностика, предложенная Т.В. Ахутиной, Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

4. Формировать представление об требованиях к знаниям и умениям специалиста, проводящего нейропсихологическое обследование.

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: вопрос 4 также предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 1.6., раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Основные задачи нейропсихологической диагностики

2. Методы нейропсихологического обследования

3. Схема обследования А.Р. Лурия. Нейропсихологическое блиц-обследование Т.Г. Визель для взрослых (вариант модификации нейропсихологической диагностической системы А.Р. Лурия)

4. Адаптация нейропсихологических методик для работы с детьми. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детей дошкольного и младшего школьного возраста (разработанная Всероссийским центром по детской неврологии)

5. Требования к знаниям нейропсихологических тестов и умениям провести анализ дефекта специалиста, проводящего нейропсихологическое обследование.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М., 2005.

2. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2002.

4. Шаповал И.А.. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с основными и дополнительными методами психолого-педагогического изучения ребенка

2. Формировать представление о возможностях и ограничениях использования наблюдения, эксперимента анализа документации, беседы, опросников, тестирования, анализа продуктов деятельности в отношении детей с проблемами развития

3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: предполагается экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (тема 1.8., раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Технология построения обучающего эксперимента. Формы и этапы оказания помощи

2. Наблюдение на разных этапах обследования ребенка. Проблемы организации наблюдения за ребенком с отклоняющимся развитием и качественной оценки зафиксированных характеристик

3. Требования к проведению беседы в зависимости от возраста обследуемого. Использование данных беседы при интерпретации результатов диагностики и составлении психологического заключения

4. Применение стандартизированных методик в психодиагностике лиц с отклонениями в развитии:

А) Ограничения применения опросников в психодиагностике лиц с отклоняющимся развитием;

Б) Специфика использования тестов при диагностике лиц с отклонениями в развитии.

5. Анализ продуктов деятельности в системе методов изучения и диагностики отклоняющегося развития. Метод рисунков при изучении уровня возрастного развития и личностных особенностей.

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.

5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: