ПРИБОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОЗДУШНОГО СУДНА
(САМОЛЕТ Diamond DA 40 NG)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Составили: Задорожный В.И.
Савчук Н.А.
г.Бугуруслан
2012г.
Общие сведения о приборном оборудовании самолета
Приборное оборудование – составная часть авионики самолета. Оно предназначено для обеспечения непрерывного контроля за режимом полета самолета, режимом работы авиадвигателей и систем воздушных судов.
Комплект приборов, установленных на самолетах, обеспечивает возможность летать в любое время суток года и в сложных метеоусловиях (СМУ). Грамотная эксплуатация специального оборудования – одно из современных требований, предъявляемых летному составу.
При эксплуатации приборного оборудования пилоты особое внимание уделяют учету ошибок, которые присущи в той или иной степени каждому прибору.
В авиации в основном рассматривают 2 группы ошибок:
1. Методические – являются следствием несовершенства метода измерения;
2. Инструментальные – являются следствием несовершенства технологии изготовления и регулировки приборов.
|
|
Поэтому для каждого прибора предусмотрен учет и устранение этих ошибок различными способами.
Мембранные приборы
(Указатели скорости, высотомеры, вариометры).
Общие Чувствительным элементом этих приборов является мембранная
сведения: коробка, которая образуется из двух упругих мембран и способна
сжиматься или разжиматься под действием измеряемых давлений.
Мембранные коробки бывают двух типов.
1. Анероидная – внутренняя полость герметична,
↓ Р изм. из нее частично откачан воздух. Измеряемое
давление (Р изм.) подается снаружи.
2. Манометрическая – внутренняя полость имеет
↓ Р изм.1 отверстие, поэтому измеряемое давление может
подаваться и во внутреннюю полость коробки,
и снаружи.
↑ Р изм.2
Для работы мембранных приборов необходимо вырабатывать соответствующие воздушные давления, поэтому на самолете имеется специальный приемник
ПВД /Приемник воздушных давлений/
Назначение: Вырабатывает:
1) Рст – статическое давление, т.е. атмосферное давление на высоте полета самолета;
2) Рп – полное давление, определяемое как Рп = Рст + q, где
q = pV2/2 – скоростной напор
Размещение: Укреплен на плоскости крыла, вдоль фюзеляжа.
Конструкция: ПВД состоит из 2 х камер:
1) камера полного давления имеет отверстие
Рп Д в носке приемника и соединена со штуцером Д
С 2) камера статического давления имеет ряд
отверстий сбоку приемника и соединена со
Рст штуцером С.
ПВД имеет электрообогрев (от обмерзания и закупорки). Uпит = 28,5В.
|
|
Эксплуатация: Перед полетом снять защитный чехол с ПВД. Проверить электрообогрев.
Включение обогрева ПВД производить при попадании в зону обледенения.
ВР /Вариометр/
Назначение: Определяет вертикальную скорость самолета (Vверт.) при наборе высоты или снижении.
Конструкция: Чувствительным элементом является
манометрическая коробка, которая
ПОДЪЕМ связана через передаточный меха -
10 К Рст. низм со стрелкой прибора. Внутрь
5 коробки подается Рст. через трубо -
0 провод нормального сечения, а
5 в герметичный корпус прибора
10 подается Рст. через капилляр (К).
СПУСК
Работа: Принцип работы основан на измерении разности давлений в корпус прибора и внутри манометрической коробки.
Если самолет летит горизонтально, то эти давления равны, поэтому коробка не расширяется и стрелка показывает Vверт. = 0.
При наборе высоты Рст. уменьшается, причем внутри коробки оно уменьшается быстрее, чем в корпусе прибора, т.к. через капилляр воздух проходит с задержкой. Появляется разность давлений и коробка начинает сжиматься, а стрелка отклоняется и показывает Vверт..
Ошибки 1. Методические – вызваны тем, что через капилляр воздух прохо-
и их учет: дит с задержкой, причем величина задержки зависит от плотности
воздуха (Р), т.е. от температуры воздуха (t). Время запаздывания в показаниях 2-3 сек. Практически методические ошибки не учитываются.
2. Инструментальные – практически не учитываются.
УС / Указатель скорости /
Назначение: Определяет воздушную скорость самолета (Vв), т.е. скорость самолета относительно воздушной среды.
Конструкция: Чувствительным элементом является
манометрическая коробка, которая с вязана
0 450 через передаточный механизм со стрелкой
прибора. Внутри коробки подается Рп, а в
герметичный корпус прибора Рст.
Рп
.
Рст
Работа: Принцип действия основан на измерении разности давлений
Рп – Рст = q = ρVв2/2, т.е. манометрическая коробка расширяется под действием скоростного напора (q) и это движение, которое зависит от Vв, передается на стрелку прибора.
Ошибки 1. Методические – вызваны тем, что q зависит от ρ (плотности воз-
и их учет: духа), которая в свою очередь зависит от высоты полета и
температуры воздуха. Например: при попадании самолета в область низкой температуры, где ρ будет выше, прибор завышает показания Vв.
Методические ошибки учитываются на навигационной линейке НЛ-10 или автоматически.
2. Инструментальные – учитываются по графику инструментальных поправок.
С к о р о с т ь Летчика………… Штурмана……… -4 -2 0 +2 +4 Ccrr | ||||||||||||||||||||||||||
Uu | k | +4 +2 -2 -4 | ||||||||||||||||||||||||
Эксплуатация: В полете пилот контролирует Vв, при необходимости учи -
|
|
тывает поправки. Отказ прибора может быть вызван закупоркой или замерзанием приемника ПВД.
Примечание: Различают
1) Vист. – истинная воздушная скорость – это скорость самолета относительно воздушной среды;
2) Vпр. – приборная скорость – это скорость, которую показывает прибор;
3) Vпут. – путевая скорость – это скорость относительно земной поверхности.
ВД /Барометрический высотомер/
Назначение: Определяет относительную высоту полета самолета (Нотн.), т.е. высоту относительно давления, установленного на шкале давлений высотомера.
Конструкция: Чувствительным элементом является
блок анероидных коробок, связанных пере -
0 10 км даточным механизмом с 2 стрелками прибора
Рст В герметичный корпус прибора подается Рст.
На лицевой панели имеется кремальера, с
помощью которой можно по давлению
задавать начальный уровень отсчета высоты.
Работа: Принцип работы высотомера основан на измерении атмосферного давления, закономерно изменяющегося с высотой (Рн).
Рн = f (Н)
Таким образом, при наборе высоты Рст уменьшается и анероидные коробки расширяются, и это движение передается на стрелки, которые укажут Нотн.
Примечание: Различают три вида высоты:
1. Набс. – абсолютную, т.е. высоту над
уровнем моря;
2. Нотн. = Н740 – относительную, т.е. высоту
относительно какого либо давления;
3. Нист. – истинную, т.е. высоту над про -
Набс . Н740 Нист . летаемой местностью.
Р=740
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
море суша
Ошибки 1. Методические – они связаны с изменением атмосферного давле -
и их учет: ния и температуры у земли.
Различают:
1) Погрешность, связанная с изменением атмосферного давления у земли. Так как давление у земли с течением времени изменяется, то и показания высотомера будут различны. Поэтому пилот учитывает эту ошибку:
|
|
а) при взлете и посадке – установкой на шкале давлений Раэр.,
б) при полете на эшелоне – установкой на шкале давлений Р = 760,
в) при полете ниже низшего эшелона – установкой на шкале давлений Рпр. min .
2) Погрешность, связанная с изменением температуры у земли. Это приводит к перераспеределению давления по высотам (т.е. меняется градиент давления), что вызывает неправильные показания высотомера.Особенно опасным случаем является полет, когда температура у земли понижается, т.к. плотные слои воздуха опускаются вниз и прибор дает завышенные показания. Эта ошибка учитывается пилотом на навигационной линейке НЛ – 10, где определеяется темепературная поправка (ΔHt) или автоматически.
2. Инструментальные – эти погрешности частично компенсируются элементами конструкции прибора (биметаллические компенсаторы, пружинный балансир).
Эксплуатация:
Перед вылетом кремальерой установить стрелки на «0» и проконтролировать по шкале давлений Раэр.
1. После взлета при пересечении высоты перехода на высотомерах устанавливают Р = 760 мм.рт.ст. и набирают высоту эшелона.
Перед посадкой запрашивают данные о погоде и на эшелоне перехода устанавливают на высотомерах Раэр.