направления организации жизнедеятельности детей:
• овладение речью как средством общения и культуры, развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологи-
ческой речи;
• обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Область художественно-эстетического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности
детей:
• развитие детей в процессе восприятия художественной литера-
туры;
• развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью;
• развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью;
• развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью;
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Область физического развития включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
• овладение двигательной деятельностью, в том числе связан-
ной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), становление ценностей здорового образа жизни
Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: Показатели развития детей в соответствии с возрастом
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика»
• ребёнок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушка-
ми и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им
в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок
воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями
и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым
и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории
и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров в Программе «Мозаика»
сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми
разных возрастных групп. Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности
детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с
направлениями развития и образования детей (образовательными
областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие