И направленность занятий боевыми искусствами

Как известно, занятия боевыми искусствами сопряжены с рядом негативных проявлений, наиболее тревожащим из которых является агрессия, направленная против соперника. Агрессия является не только эмоциональным состоянием, но и своего рода программой подсознания, огрубляющей душу человека, его психику, подстрекающая на различные антисоциальные действия. Наряду с проявлениями страха, лености, повторяясь и наслаиваясь друг на друга, она входит в разряд глубинных привычек, не оставляя человеку шансов на личностный рост. Данные эмоциональные состояния, словно вирусы, давно заражают весь мир. В этой связи в практике единоборств необходима альтернатива принципу состязательности, что особенно актуально при работе с ранимой детской психикой.

Чтобы подобная альтернатива стала действенной, работающей, а не декларативной, необходимо выявить ответ на следующий вопрос: в чем корни агрессивности? Причина агрессивности уходит глубоко в детство. Каждый человек с самого рождения подсознательно стремится к самореализации, постоянному утверждению себя, как живого существа и личности, достойной уважения. Родители любят ребёнка за сам факт его существования. Большинство родителей заботятся о своём дитя бескорыстно, желая только счастья своему ребёнку. У ребёнка возникает впечатление, что высшие проявления любви и уважения могут быть адресованы только ему и от него к родителям. Далее ребёнок познаёт, что в социуме надо проявлять уважение к другим взрослым. Так или иначе, в большинстве случаев эта модель отношений детей и взрослых принимается, так как была проработана годами в кругу семьи. Труднее дело обстоит с отношениями в кругу сверстников. Здесь на первый план и выходит проблема психического, физического противостояния и конфликтности людей.

Привычка получать любовь, уважение и различные блага от родителей и других взрослых людей приводит ребёнка к мнению, что всё это его собственность. Даже если другая мать своему ребёнку подарит игрушку или проявит нежность, посторонний ребёнок, видя это, будет чувствовать ревность. Для того чтобы бороться с такой «несправедливостью» у ребёнка есть психические и физические средства манипуляции. Крича или плача, ребёнок привлекает к себе внимание, возвращая себе статус центра притяжения (потребления) ласки или материальных предметов, являющихся также материальным выражением энергии любви. Если и в данной ситуации окружающий мир отдаёт предпочтение другому, жажда вернуть себе статус центра привлечения энергии любви растёт и доводит до силового захвата. Обиженный ребёнок всячески пытается унизить человеческое достоинство «незаслуженно» поощрённого ребёнка. Агрессор силой демонстрирует, что тот, кто вместо него получил внимание окружающего мира трусливый, слабый, безвольный человек и все блага и любовь по праву принадлежат ему, более сильному. В этом просматривается большой пробел в воспитании, основанный на непонимании многими взрослыми следующих фундаментальных моментов.

У каждого человека есть единственное качество, которое даётся ему при рождении – это человечность, человеческое достоинство, и с ним он должен пройти свой жизненный путь. Никто не вправе попирать человеческое достоинство другого человека, никому не позволено ставить себя выше другого. Все, что существует на Земле, вне зависимости от того, как мы к этому относимся (нравится оно нам или нет, считаем ли мы это живым или нет), является неприкосновенным и достойным бережного отношения. Ребёнок может не знать что, унижая другого человека, животное или растение, портя окружающий мир, засоряя информационное пространство грубостью, злобными словами и мыслями, в конечном счете, сам унижает себя, свое человеческое достоинство. Каким выдающимся талантом он бы не был, этим способом он не прибавит себе славы и почета. И радость будет временна, а за ней снова наступит разочарование и желание взять то, что ему не принадлежит. Взрослые должны дать понять ребенку, что если он хочет быть почитаемым, уважаемым и любимым, он сначала должен дать, а не взять. В свою очередь взрослые обязаны научить детей тому, что их таланты будут признаны и полезны миру, если будут проявляться и развиваться в свете этого фундаментального качества – человечности.

В этой связи нужно научить ребёнка не потреблять любовь, не брать ее, а давать что-то от себя, от своего сердца, создавать вокруг себя пространство любви и человечности. И тогда это окупится сторицей, ведь подобное притягивает подобное. Человечность – качество цельное и многогранное. Оно может проявляться в виде разных граней, таких, как сострадание и любовь к ближнему, милосердие и всепрощение, ответственность за себя и другого.

Одним из путей формирования этих качеств личности издревле являлось боевое искусство, поскольку сильный человек с высоты своих достоинств способен увидеть то, что нуждается в защите. Боевое искусство, прежде всего, служит развитию и поддержанию человеческого достоинства, а приобретаемое в ходе занятий боевое мастерство всегда являлось второстепенным. Ежедневно, многократно и усердно отрабатывая приемы с партнером, ученик концентрируется на самом упражнении, на взаимодействии с партнером как с помощником, не соревнуясь с ним, не подавляя его своей победой, а развиваясь благодаря ему, уважая его. Фактически он получает опыт ценностно-окрашенного социального действия.

Боевые искусства во многом являются отражением социальных отношений, их моделью. При грамотно организованных занятиях у учеников развивается почтение к старшим ученикам и учителям, уважение к партнёру и всем окружающим. Высокоразвитые физические способности, такие, как сила, выдержка, молниеносная реакция в сочетании с развитыми душевными свойствами позволяют человеку подняться выше мелочных склок и стычек, стать недосягаемым для зависти и злобы. Постепенно развивается дальновидность, объективность мышления и суждений, ответственность за себя и других. Образ жизни и образ мышления такого человека меняется, он придерживается другой шкалы жизненных ценностей: ценность материального отступает на второй план, уступая ценностям духовного порядка. Личность становится цельной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: