К разделу 4. «Психологическая подготовка»

Одно из истинных предназначений занятий боевыми искусствами - работа с «внутренними» источниками опасности (страх, боль, комплекс неполноценности). Данные психические проявления негативно влияют как на процесс занятий, так и на повседневную жизнь. Наиболее неблагоприятным из них является страх, зачастую препятствующий дальнейшим занятиям, в особенности для детей.

Традиционный подход в отношении к чувству страха (приучать преодолевать страх) переводит его в глубинные, неосознаваемые слои психики («загоняет» страх глубже). Однако существуют и могут успешно использоваться в работе с детьми специфические методы минимизации чувства страха путем наблюдения за ним как бы со стороны. При таком подходе страх выступает как союзник, в результате чего снижается уровень тревожности и повышается стрессоустойчивость занимающихся.

Выработка правильного отношения к чувству страха происходит следующим образом. Как правило, появление чувства страха в момент опасности (в боевых искусствах это соответствует атаке физической или психической – угрозе) сопровождается мышечным и психическим напряжением (спазмом, ступором). Поэтому боевые ситуации на занятиях моделируются с возможностью изменять параметры, на которые психика реагирует чувством страха. Для этого атакующему дается указание замедлить атаку. Соответственно, у защищающегося имеется возможность адаптироваться к ситуации, распознать действие и адекватно среагировать. При многократных повторениях, постепенно повышая скорость атакующего движения, повышается и скорость распознавания действия, что дает возможность снять спазматическую реакцию на высокую скорость движения, воспринимаемую как опасность. В результате вырабатывается состояние расслабленности мышц и спокойное состояние ума при угрозе нападения и даже самой атаке.

Аналогично вырабатывается правильное отношение к чувству боли. Зачастую, у человека вырабатывается неосознаваемый «страх боли», который усиливает болевые ощущения. Чтобы снять его влияние, выполняются легкие, безболезненные удары руками и ногами по «груше» или «мешку». При этом необходимо вырабатывать способность расслаблять руки или ноги. В этом случае психика не реагирует болевым синдромом. Важным условием является глубокое и спокойное дыхание, что расслабляет нервную систему, не давая ей реагировать страхом. Такой подход позволяет снизить уровень тревожности занимающихся, создает благотворный психо-эмоциональный фон, что в целом положительно влияет на уровень здоровья школьников.

Важным направлением психологической подготовки является отношение к чувству усталости, что особенно актуально для младших школьников. Легкое чувство усталости не должно быть препятствием к продолжению занятия или выполнению упражнения, так как занимающийся боевым искусством должен готовить себя к умению действовать, прежде всего, в неудобной, невыгодной ситуации, в неподходящий момент времени. Здесь нет возможности отложить ситуацию или свой ответ на нее на потом. Школьник вырабатывает навыки единоборства не для зала, не для комфортных условий, где можно всегда рассчитывать на вмешательство педагога или снисхождение противника. Он готовится действовать в любой жизненной ситуации. Ведь не зря говорил А.В. Суворов: «Тяжело в учении – легко в бою!». Таким образом, формируется сила воли, сила духа. Ученик должен понять, что дух ведет тело. Занимающегося можно подбодрить, приведя различные народные поговорки, например: «Что посеешь, то и пожнешь».

Можно также проиллюстрировать следующим сравнением. Чтобы стать стальным, боевым мечом, мало быть железной рудой. Нужно переплавиться, стать сначала железом. Затем позволить кузнецу выковать из тебя клинок, после чего пройти испытание огнем и водой, получить закалку. Это как в песне: «И в этой пытке многократной рождается клинок булатный». Однако с учетом младшего школьного возраста необходимо соблюдать умеренность в преодолеваемой усталости, учитывать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: