При выполнении в парах упражнений, связанных с реагированием на действие партнера, как правило, возникает соперничество. Так, оба партнера стараются обыграть один другого и, как следствие, их действия становятся скованными, «зажатыми», дыхание прерывистым. Дабы не ударить в грязь лицом, оба партнера излишне психически напряжены, невротичны, напуганы, их мускулатура спазмируется и, как следствие, - время и точность реакции снижаются. Фактически они перестают реагировать адекватно на предлагаемые действия. Такое состояние подобно токующему глухарю. В таком состоянии человек более уязвим: имеет место обратный эффект.
В таком случае педагогу необходимо разъяснить ученикам, что результат (выигрыш) неважен. На первый план выдвигается собственно процесс реагирования. Фактически моделируется экстремальная ситуация, которая может возникнуть отнюдь не в зале, и не под присмотром педагога. В реальной ситуации важно не столько нанести удар, сколько не пропустить атаку агрессора. Нападающий (часто подсознательно) выбирает жертву, исходя из своих возможностей. Учитывая состояние потенциальной жертвы, он старается напасть неожиданно или выбрать в качестве объекта нападения того, кто выглядит неуверенным, напряженным, испуганным.
Поэтому необходимо учиться заранее распознавать возможную атаку, даже на уровне замысла. Важно вырабатывать способность оценивать ситуацию по малейшим, практически незаметным подготовительным движениям, изменениям мимики, взгляду нападающего. С этой целью необходимо вырабатывать чуткость, внимательность к партнеру и к своей на него реакции, не выдавать своего состояния, быть наготове. Для чего необходимо вырабатывать состояние максимального расслабления, в котором возможно быть чутким к любому внешнему сигналу.
На практике это может отрабатываться следующим образом (на примере салочек). Когда оппонент выполняет атаку (салит), защищающемуся необходимо, максимально расслабившись, в течение нескольких повторов стоять, не реагируя движением, наблюдая за действиями как бы со стороны. Его задачей становится увидеть весь цикл атаки: начало движения, разгон, контакт (осаливание). Психика должна воспринять весь информационный поток, чтобы научиться воспринимать сигнал самого начала атакующего движения. Только в состоянии отсутствия психофизического напряжения можно научиться реагировать молниеносно, распознавая непосредственно подготовительную фазу нападения.
Естественно, от атакующего партнера требуется предельная осторожность, а от защищающегося – комфортная расслабленность, основанная на высокой степени доверия другому человеку.