Контркультура как универсальный атрибут общества

В разных странах и в разные эпохи можно наблюдать появление в господствующем стиле жизни каких-то течений, которые резко контрастируют с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре. Особенно часто это стало встречаться в ХХ в.

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1.1 Типы национальных культур

Существуют различные типы национальных культур. Среди них можно, например, выделить

1. скандинавский (Швеция, Норвегия).

В скандинавских странах с 19 в. (особенно в 40-60-х гг.) развился СКАНДИНАВИЗМ - буржуазное течение, культивирующее идеи государственного, политического, экономического и культурного объединения этих стран. Интересна для изучения СКАНДИНАВИСТИКА - комплекс наук, изучающих скандинавские языки, литературы, древнескандинавскую письменность, историю, экономику и культуру скандинавских народов.

2.Романский(Бельгия,Франция)

Область филологии РОМАНИСТИКА, изучает романские языки и литературу, фольклор и культуру романских народов.

3.Синтоистский (Япония),

4. Азиатский (Гонконг, Тайвань, Сингапур),

5.Англосакский (Канада, Австралия, Великобритания)

АНГЛОСАКСЫ, общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5-6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы.

Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английской народности.

1.2 Основные компоненты национальных культур

1. Историческое прошлое. Можно считать, что цивилизация включает в себя историческое развитие и культурные достижения конкретного народа (или группы народов)

2.Определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

3.Специфические сферы деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура)

4.Предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.)

5.Человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты. Применяя к истории культуры цивилизационный подход русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885) считал, что «всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком,…составляет самобытный культурно-исторический тип…», который находится в борьбе и связи с другими.

7.социальные нормы, правила мышления и поведения. ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, которые складывались на протяжении многих столетий. Обычаи это неписаные законы, которыми руководствуются в ежедневных делах. Обычаи и язык – это наименьшие элементы, которые объединяют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Обычай, как и язык формировался на протяжении всей жизни и развития каждого народа. У всех народов существует поверие, что тот, кто забыл обычаи своих отцов, карается людьми и Богом.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Неотъемлемой частью социальной и духовной жизни человека является его отношение к религии.

РАМАКРИШНА (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-86), индийский религиозный проповедник и общественный деятель считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его идеи оказали большое влияние на идеологию индийского национального движения.

А. ТОЙНБИ считал, что прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении.

В 20 веке господствующей становится система общемировоззренческих установок, предлагаемых наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма -отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: