Тема 8. Предпринимательство и фирма. Институциональные теории фирмы

Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Кирцнеровский предприниматель. Роль предпринимателя в установлении рыночного равновесия и его нарушении («взрыве»). Предпринимательская функция и менеджер. Менеджер как агент. Цепочка реализации функций предпринимательства в рыночной экономике: предприниматель – менеджер – фирма.

Сущность и цели деятельности фирмы. Понятие предприятия. Роль фирмы (предприятия) в экономике. Основные подходы к анализу фирмы. Цели деятельности фирмы. Фирма как ориентированная на прибыль организация (коммерческая организация). Фирма как система управленческих рутин. Фирма как ассоциация независимых субъектов рынка, преследующих согласованные цели. Фирма как система контрактов, обеспечивающая минимизацию трансакционных издержек.

Природа фирмы как рыночного института. Спонтанный порядок и иерархия. Трансакционные издержки как фактор отбора экономических институтов. Причины эффективности (выживания института) фирмы. Специфические активы и их виды. Границы эффективности фирмы. Общий критерий оптимальности размеров фирмы. Социалистическая экономика как суперфирма («единая фабрика»). Внешняя и внутренняя среда фирмы.

Типы организации предприятий. Взаимосвязь размеров и типафирмы. Малый бизнес. Крупный бизнес. Акционерные общества. Холдинги. Менеджериальная революция. Объединения предприятий, сущность и причины их образования. Франчайзинг. Группа компаний. Финансово-промышленные группы (ФПГ) в мире и в России. Государство как предприниматель. Государственный сектор и его роль в экономике России.

Ценные бумаги и фондовая биржа. Ценные бумаги и их виды. Рынок ценных бумаг. Классификация рынков ценных бумаг. Фондовая биржа и ее функции в экономике Биржевые спекуляции. Биржи и ценные бумаги в России.

Этика бизнеса. Понятие «деловой этики» или «этики бизнеса.Этика и прибыль. Материальные стимулы этичного ведения бизнеса. Общественный долг. Рамки этического поведения. Этические кодексы. Деловая этика в России. Социальная ответственность бизнеса.

Часть 2 – Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: