Рассмотрим ситуацию с общефедеральными стандартами и региональными чиями относительно региональной исполнительной власти.
/. Наименование должности.
В республиках, как уже говорилось, используются три наименования высшего должностного лица — президент, глава республики и председатель правительства.
В прочих регионах обычно используются два наименования — глава администрации и губернатор. В период назначения региональных руководителей официально использовалось понятие "глава администрации". Но постепенно, в связи с принятием региональных уставов и проведением выборов регионы начинают все чаще использовать в официальной практике понятие "губернатор" [Институт губернатора..., 1997]. Оно воспринимается как более "солидное" и "статусное" по сравнению с главой администрации и к тому же имеющее дореволюционные исторические корни.
Официальное употребление понятия "губернатор" отличает прежде всего крупные, экономически развитые регионы, где оно выглядит наиболее органичным. В особенности оно характерно для регионов, изменивших структуру управления по сравнению с традиционной. Понятие "глава администрации" более типично для традиционалистских, особенно аграрных территорий, и для небольших субъектов федерации. Однако указанное правило действует не столь часто, и постепенно все большее число регионов переходит к понятию "губернатор", воспринимая понятие "глава администрации" как устаревшее и недостаточно "статусное".
Возможны три ситуации: высшее должностное лицо именуется губернатором, высшее должностное лицо называется главой администрации, или официально используются оба наименования. При этом в неофициальной практике понятие "губернатор" используется и в тех регионах, где оно не "узаконено".
Особая ситуация характерна для Москвы, где высшее должностное лицо именуется мэром, что соответствует традиционным представлениям о городской власти.. До 1996 г. мэр возглавлял и Санкт-Петербург, но затем глава города стал именоваться губернатором.
Федеральное законодательство не предполагает никаких статусных различий для указанных наименований. С точки зрения федерального закона все они равны, а регион имеет право называть своего руководителя в соответствии со своими пожеланиями и традициями.