Вопрос 1 Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов: сущность, структура

А) Понятие морального выбора, свободы выбора.

Выбор - жизненная ситуация избрания одного пути движения, действия в ущерб другому. Известный сказочный русский образ и метафора: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь - голову сложишь, прямо пойдешь - деньги потеряешь. Принятие решения, т.е. собственно выбор – всегда для мыслящего человека ситуация раздумий, противостояния, необходимость признать для себя важность чего-то одного: личных интересов или нужд окружающих, внутренних убеждений или требований внешних обстоятельств, результата как меньшего зла дорогой ценой или большего - но без усилий?

Далеко не каждый жизненный выбор – моральный выбор. Например, гастрономические или эстетические пристрастия – дело вкуса и кошелька! Но выбор поступка, последствия которого сказываются на других людях, имеют судьбоносное значение для самого выбирающего – всегда моральный выбор! Моральный выбор – осознанное предпочтение одного варианта поведения личности из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

Часто ли нам приходится совершать подобные ответственные поступки, из которых складывается судьба? Кто несет ответственность за принятые решения? Далеко не простые вопросы. Примерами моральных выборов личности судьбоносного характера становятся: выбор профессионального пути или спутника жизни, выбор места работы и даже места жительства, гражданства, выбор собственной карьеры или счастья любимого человека. Таких ситуаций в жизни немного, оказавшись в них, человек серьёзно раздумывает, часто ломает голову не один день, советуется с авторитетными людьми, взвешивает по советам психологов все «за» и «против». И на утро, которое вечера мудренее, думающий человек принимает свое судьбоносное решение. Тогда полной мерой переносятся последствия, появляющиеся вслед за принятым решением. Свобода выбора – приносит не только тяготы и лишения, но и лавры, прибыль, делает прорыв в счастье собственной судьбы. Вслед за принятым решением наступает моральная ответственность – принятие последствий за принятое решение и осознание соответствия или несоответствия реального результата.

Часто за молодого человека совершают подобный выбор авторитетные личности (родители, старшие, друзья). Когда выбор не вполне самостоятельный, то и поступок не вполне ответственный, и жизнь, не самодостаточная, и не вполне счастливая. Нет свободы выбора – нет и оснований ожидать полной меры ответственности и полной меры гордости за себя.

Ситуации маленьких моральных выборов, ежедневных, ежечасных возникают в результате моральных противоречиях между собой и другим, внешним складом обстоятельств и внутренним ощущением другого, между большим и меньшим добром, между большим и меньшим злом, между принуждением и добровольностью, между быстротой результата и его надежностью. Часто встречается моральное противоречие между средствами эффективными и средствами моральными, используемыми для достижения своих жизненных целей. И таких ситуаций много, много вариаций их решения, зависящих от человека, его окружения, даже настроения. В них, этих ситуациях маленьких моральных выборов мы живем. Мы совершаем их мгновенно, чаще не задумываемся, поступаем согласно нравственным привычкам:

· Обмануть или сказать правду?

· Схалтурить или добросовестно отработать, срезать дистанцию или все положенные километры пробежать своими ногами?

· Надавить на человека или подумать над тем, как его заинтересовать?

· Нарушить закон осмысленно или невольно – тоже моральный выбор личности.

· Оказать помощь или остаться безучастным?

Из крошечных ситуаций складывается нравственная привычка и потребность поступить нравственным, должным или безнравственным, наиболее легким образом. Здесь очень важна свобода выбора например, сам ли человек, обманул, или он боится потерять другу ценность, как премию или саму работу в условиях конкуренции? Вовлекли его в преступную деятельность или он сам все придумал и даже организовал? В русской литературе, которая всегда носила нравственный характер, часто встречаются осмысление морального выбора личности. Вспомните муки совести Родиона Раскольникова или героев Тургенева, Толстого. Современные литераторы также осмысляют ситуации морально выбора:

Владимир Губайловский «Камень» Новый мир №9, 2007.С44.

«..Нарушая утвержденный порядок даже в мелочах, мы осложняем свою жизнь, поскольку вынуждены всякий раз принимать новое решение и делать новый выбор, а это мучительно. Поступая как положено, как заведено, мы уже не участвуем в принятии решения. И не очень важно, почему прижился этот автоматизм, сами мы его выработали или приняли как традицию.

Жить так, чтобы каждый твой день, каждый твой путь, даже проделанный многократно был тобой избранным – трудно. Мир сопротивляется и некуда деться от необходимости выбора. Но жить так, безусловно, интереснее.

А можно все свое бытие свести к утвержденным схемам. Тогда жить легко, но жизнь идет не через тебя, а мимо. Ты выносишь за скобки все свое существование и живешь как вчера, повторяя те же слова и глядя на тех же людей. При таком существовании невозможно отделить в памяти один день от другого, они сливаются как капли.»

В каждой жизненной ситуации эту свободу выбора личности задает уникальный комплекс объективных условий и субъективных моральных установок личности. Объективными условиями могут быть признаны: не от нас зависящие окружение в служебном коллективе, в стране, в семье, экономика, политика, даже время года и суток! Субъективные условия более многообразны: нравственная культура личности, личный опыт, советы окружающих, моральные мотивы конкретного поступка. Эти условия проявляют себя в момент взвешивания возможных вариантов поведения и последствий, которые за ними наступят. Моральный выбор– решение или действие, выраженное в свободе выбора вариантов поведения без давления внешней силы под воздействием внутренних убеждений. Структура морального выбора личности представляет последовательность действий личности:

· осознание морального противоречия,

· осмысление объективных и субъективных условий,

· взвешивание возможных вариантов поведения и последствий, которые за ними наступят,

· принятие решения – самый важный элемент морального выбора.

· ответственное принятие наступивших последствий

Итак, моральный выбор – автономная, очень личная обязанность, это тяжелейший труд души. Как, при каких обстоятельствах делают современные люди свой выбор, вопрос особый, и плохо изученный. Однако, несомненно, принимая ценностные, моральные решения человек автономен, но может обращаться к опыту других людей, философских и этических систем. Но последнее слово – за ним. И на нем же лежит ответственность за осуществленный выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: