Д.А. Леонтьев


В первом приближении можно определить жизнетвор- чество как расширение мира, расширение жизненных от- ношений. Оно происходит в процессе естественного разви- тия личности, которое и заключается прежде всего в том, что наш мир расширяется. Оно происходит в процессе ре- лигиозного обращения или приобщения, потому что расши- ряются контексты осмысления мира, человек начинает вос- принимать все под углом зрения более глобальных вещей, под углом зрения вечности, под углом зрения некоторых нравственных ценностей, происходит определенное движе- ние в направлении расширения мира.

В результате определенных форм психотерапевтическо- го воздействия тоже происходит расширение мира. Однако жизнетворчество не психотерапия, хотя это процесс, кото- рый достаточно тесно с психотерапией связан. Психотера- пия выполняет отчасти и жизнетворческие функции, но ког- да это происходит, она несколько выходит за свои пределы. Жизнетворчество не входит в сущность психотерапии и не- посредственно не относится к ее природе, к ее задачам, хотя логически дополняя собственно психотерапевтическую ра- боту оно входит в арсенал инструментов психотерапевта – но отнюдь не только психотерапевта.

23 Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Все- российская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: мате- риалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М.: Смысл,

2001. С. 105–109.


Если попытаться сопоставить жизнетворчество и соб- ственно психотерапию как практики (при том, что жизнет- ворчество – практика, которая пока еще не выработала сво- их алгоритмов, в отличие от психотерапии), прежде всего необходимо отметить, что жизнетворчество работает не с переживанием, не с формами репрезентации каких-то яв- лений мира, а с самим миром, то есть она направляет фо- кус внимания человека не в себя, а наружу. Виктор Франкл (1990) приводил замечательную метафору бумеранга в кон- тексте критики идеи самоактуализации, объясняя, что са- моактуализация невозможна, если ее ставить как некую ко- нечную цель. Бумеранг – это инструмент, отнюдь не предна- значенный для того, чтобы он возвращался, когда его кида- ешь. Это оружие для охоты, предназначенное для того, что- бы поражать цель, попадать в животное. Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель. Точно так же, – гово- рит Франкл, – наша озабоченность самим собой, наш взгляд внутрь и наша зафиксированность на самоактуализации яв- ляется следствием того, что мы промахнулись мимо нашей цели в мире, мимо того смысла в мире, на который наша деятельность должна быть направлена. Мы промахнулись и вернулись обратно, как бумеранг. Если человек хочет при- йти к себе, говорит Франкл, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества.

Психотерапию и жизнетворчество как определенные практики изменения можно поставить в параллель таким двум стратегиям искусства, создания художественных об- разов, как лирика и эпос (см. Леонтьев, 1998). Существует, как известно, два основных эстетических принципа, на ко- торых может строиться создание художественного произ- ведения. Первый из них – теоретический принцип вжива- ния, в наиболее подробной форме развернутый и прорабо- танный К.С. Станиславским, предполагающий отождест- вление зрителя с персонажем. Зритель как бы восприни-


мает происходящее с позиций персонажа, отождествляет- ся с ним, входит «внутрь» произведения. Второй, альтерна- тивный ему эстетический принцип – это принцип очужде- ния или остранения, который теоретически проработан В. Шкловским и Б. Брехтом. Задача ставится прямо противо- положная – в максимальной степени дистанцировать зрите- ля, читателя от того, что происходит. Но задолго до того, как были сформулированы эти два теоретических принципа, су- ществовали два направления искусства, которые им соот- ветствовали, обозначаемые понятиями «лирика» и «эпос». Лирика – это фиксирование на субъективном взгляде. Когда лирический поэт создает поэтическое произведение, он как бы предлагает читателю стать на его место и, читая его, по- вторно пережить то, что пережил он. Взгляд вовнутрь, через отождествление, через слияние позиций, слияние чувств. Когда поэт создает эпос, он, наоборот, предлагает читателю дистанцироваться от событий и охватить их единым взгля- дом с позиции, как мы сейчас говорим, остраненной или очужденной. Создание эпоса – это описание событий, опи- саний явлений с позиции внешнего наблюдателя, когда че- ловек становится в такое положение, что он видит то, что из другого положения он не видит. Это общая перспекти- ва, схватывание с высоты птичьего полета. Эти две страте- гии дополняют друг друга: субъективная стратегия – лири- ка, и объективная стратегия – эпос. По-разному можно смо- треть на мир, по-разному можно строить отношения. Пси- хотерапия действует по модели лирики, то есть фиксируется на взгляде вовнутрь, на внутренних переживаниях. Жизнет- ворчество, в том идеале, в каком я его описываю, действу- ет, скорее, по пути эпоса, то есть фиксируется на самих от- ношениях с миром. И в том, и в другом случае есть резуль- тат – в ситуации общения с искусством эстетический эф- фект, в ситуации работы с человеком эффекты изменения.

Жизнетворчество можно определить как личностно-


ориентированную практику развития и коррекции отно- шений с миром. При этом, если мы отказываемся от задачи формирования нового человека по заранее известной мер- ке, встает задача определить, в каком направлении и как его развивать. Единственный позитивный критерий жизнетвор- ческого эффекта – критерий расширения жизненного мира. Человек сам выберет, как ему лучше, если он будет иметь возможность выбирать, если у него будет достаточно ши- рокая возможность выбора, если у него будет достаточ- но широкое сознание, если у него будет достаточно полная и многомерная картина мира и достаточно полная и много- мерная картина своих отношений с миром. Частным слу- чаем жизнетворчества является смыслотехника (Леонтьев,

1999а). Однако жизнетворческие эффекты могут достигать- ся не только посредством работы со смысловыми связями, но и, например, через внесение структуры (см. Мамардаш- вили, 1995). Например, работа с методикой Life Line (Кро- ник, 1993) или методикой предельных смыслов (Леонтьев,

1999б) позволяет человеку увидеть его жизнь не как систе- му бессвязных, не связанных между собой событий и сфер жизни, а как некую единую структуру.

Помимо специальной практики, специальных психоло- гических методов, жизнетворческие функции осуществля- ются в разных сферах жизни в естественных условиях – ис- кусство, общение со значимыми другими, семейное воспи- тание, учителя и многое другое выполняет жизнетворче- ские функции естественным образом во многих контекстах. Задача психолога, прежде всего, заключается в том, чтобы обратиться к реальности жизненного мира и попытаться по- нять, что ведет к его расширению, что ведет к его сужению.

Один из магистральных путей расширения жизненно- го мира – это просвещение. Я убежден, что может быть, са- мая мощная, важная и практически полезная сфера практи- ческой работы психолога – это повышение психологической


культуры непсихологов (см. Леонтьев, 1991). Это не только психопрофилактика, но и расширение мира. Просвещение, как известно, от слова «свет». Здесь протягивается ниточка к идеям Мамардашвили (1995) – надо вносить тот свет, ко- торый позволяет людям «ходить в нем» и удерживать какие- то куски реальной жизни. Жизнетворчество, таким образом, предполагает трансценденцию собственного сознания, его расширение через направление его в мир и раскрытие того, что происходит в мире.

В заключение необходимо упомянуть ограничение, связанное с жизнетворческой практикой. Дж. Бьюдженталь не случайно помещал онтогогику после собственно анали- тической фазы терапии, считая, что ее черед приходит по- сле разблокирования сознания. Действительно, со стороны субъекта жизнетворчество предполагает определенные пси- хологические предпосылки, определенный уровень откры- тости и определенный уровень субъектности – или суще- ствующий изначально, или достигаемый путем традицион- ной психотерапевтической работы. Человек, сознание кото- рого заблокировано, который не в состоянии взять на себя ответственность, который весь в психологических защитах, эффекта из прямой жизнетворческой работы извлечь не мо- жет.

В коллекции Б.С. Братуся есть одно любопытное газет- ное объявление: «Учу жить». Однако учить жить – не зна- чит рассказать, что и как в этой жизни, с тем, чтобы челове- ку сразу все стало ясно, как и накормить человека – не зна- чит дать ему рыбы, а значит научить его ловить рыбу. В духе этого и следует рассматривать основную направленность жизнетворчества: не дать человеку конкретные жизненные ориентиры, а научить его искать или формировать эти жиз- ненные ориентиры самостоятельно.

<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: