В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина

<…>

Таким образом, инновационная деятельность нами рас- сматривается как ситуация строительства будущего, кото- рой необходима работа по «прорисовке» (пониманию обра- за) этого будущего и по организации процесса профессио- нального становления субъекта, который это будущее мо- жет реализовать. Работа по профессиональному становле- нию и развитию субъекта осуществляется параллельно (од- новременно) со строительством будущего (в нашем случае инновационной деятельностью) и позволяет разрешать ин- дивидуальные образовательные дефициты, возникающие в процессе профессионального становления педагога.

Основным фактором, влияющим на процесс професси- онального становления педагога, является специально ор- ганизованное образование. Становление инновационной образовательной практики – это непрерывно меняющийся процесс, поэтому процессы профессионального становле- ния субъекта и его образования тоже должны быть непре-

26 Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его про- фессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск: Поликом, 2007. С. 40–44.


рывными. Таким образом, непрерывно меняется инноваци- онная образовательная практика и непрерывно (параллель- но) должны меняться знания, представления, опыт, мастер- ство педагога (строителя этой инновационной образова- тельной практики).

Один из основных принципов строительства будуще- го заключается в том, что субъект должен соответствовать по масштабу тем преобразованиям, которые он будет реа- лизовывать. Строительство практики разновозрастного об- учения является радикальным изменением всей жизнедея- тельности образовательного учреждения, муниципальной системы образования (в зависимости от масштаба экспе- риментальной площадки): меняется организация учебно- воспитательного процесса, цели учебных занятий, методика изучения отдельных предметов, управление учебным про- цессом, содержание обучения. Одному учителю невозмож- но осуществить подобные изменения, поэтому речь идет о профессиональном становлении педагогической команды в целом и каждого ее члена в отдельности.

<…>

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме профессионального становления педагога, ориентирован- ного на инновационную деятельность и практики иннова- ционного образования нами выделен ряд условий, необхо- димых для успешного осуществления данного процесса, а именно:

– профессиональное становление педагога, ориентиро- ванного на инновационную деятельность и его сопровожде- ние должно осуществляться на основе компетентностного подхода;

– процесс профессионального становления педаго- га, занимающегося инновационной деятельностью должен быть непрерывен, т. к. становление инновационной практи- ки – это постоянно изменяющийся процесс;


– профессиональное становление педагога, ориенти- рованного на инновационную деятельность происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специ- ально организованных рефлексивно-аналитических, проек- тировочных и образовательных процессах;

– образование педагога, занимающегося инновацион- ной деятельностью, должно быть организовано, как непре- рывный процесс достижения, поставленных образователь- ных задач и оформления новых;

– так как любая деятельность человека включает реше- ние задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления специали- ста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

– для осуществления процесса профессионального ста- новления педагога необходимо формировать представле- ния об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовы- вать совместное проектирование предстоящей деятельно- сти и освоение каждым педагогом знаний, умений, спосо- бов, необходимых для ее реализации.

Сущность процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении индивидуальных образова- тельных дефицитов, возникающих в процессе профессио- нального становления педагога. Данный процесс предпо- лагает обогащение знаний и умений педагога, формирова- ние профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности по- средством составления и реализации индивидуальных об- разовательных программ.

Анализ подходов к подготовке педагогов к инновацион- ной деятельности в процессе профессионального становле- ния позволяет также сделать следующие выводы:

наблюдается изменение требований к учителю: от про-


фессионала, выполняющего комплекс рабочих функций, от учителя-предметника – к учителю-исследователю;

– значимыми характеристиками являлись конкретные, частные знания учителя в области преподаваемого предме- та, в области педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки, репродуктивного характера, сегодня наи- более актуальны – системное мировоззрение, инновацион- ное мышление, профессиональное творчество и т. п.;

– для подготовки к инновационной деятельности в про- цессе профессионального становления необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуни- кативной компетентностей, рефлексивных умений, мотива- ционной готовности педагога к инновационной деятельно- сти и т. д.

– сегодня необходима перестройка стратегии подготов- ки педагога к инновационной деятельности, обусловлен- ная сложившейся социальной ситуацией, практикой совре- менного школьного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом.

<…>


<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: