Одна из характеристик системы образования – ее полисубъектность. Данный подход обеспечивает: открытость системы образования как государственно-общественной системы; переход к взаимной ответственности, к расширению участия и усилению роли всех субъектов образовательной политики в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе образования.
Социальное партнерство мы рассматриваем, прежде всего, как активную деятельность преподавателей и учащихся по включению последних в процесс овладения содержанием и формирования соответствующих компетенций.
Полисубъект «учитель—учащиеся» характеризуется способностью к осознанию системы отношений между субъектами, совместную творческую активность, нацеленность на саморазвитие, семантическое пространство, общее для всех субъектов общности.
Социальное партнерство технологично и поэтому требует от педагога не только интуиции и импровизации, но и глубоких профессиональных знаний и умений (подготовки педагога к учебным занятиям, управления общением школьниками, подбора наиболее эффективных методов обучения, использования эффективных технологий совместной деятельности и др.).
|
|
В основу организации полисубъектных отношений педагогического процесса положены следующие технологии:
1. Педагогические технологии на основе совершенствования и реконструирования содержания материала:
- глобально-ориентированные, которые своей целью ставят целостное понимание системы «Человек и мир»;
- компетентностно-ориентированные;
- социально-ориентированные, цель которых связать содержание учебных дисциплин с политическими, экономическими, социальными ситуациями сегодняшнего дня;
- этно- и регионально-ориентированные технологии, (которые предполагают не только отбор соответствующего содержания, но и организацию особым образом деятельности учащихся и преподавателей, связанную со сбором материала);
- диалога культур.
2. Информационные технологии: компьютерные; составления обучающих программ; использования Web-квестов; дистанционные; блочно-модульные; опорных конспектов.