4. Организационно-деятельностные технологии: проблемного обучения; критического мышления; игровые; тренинговые; развивающие; интерактивные; индивидуальных образовательных маршрутов; проектные; кейс-технологии; здоровьесберегающие; коммуникативные и др.
5. Технологии самодиагностики успешности и результативности действий обучаемых: тестовые; технологии альтернативных оценок: технологии внешней и внутренней оценки, порфолио; индивидуально-ориентированная рейтинговая; модульно-рейтинговая; блиц-тестирования; технологии саморазвития; рефлексии и саморазвития.
Инновационный педагогический процесс в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения протекает в форме сотворческого поиска учителей, преподавателей образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами, и учащимися.
Многообразие видов и форм организации деятельности учащихся осуществляется через:
– апробацию модели внутришкольной профилизации на основе индивидуальных учебных планов (ИУП);
|
|
- рост удельного веса проектных видов деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах;
– рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; с реальным социальным опытом;
– дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории, мастерские или студии, сфера самостоятельной работы и др.;
– изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные методы обучения);
– изменения в системах оценивания, что предполагает:
· усиление рефлексивной составляющей оценки, ее направленность на мотивацию и совершенствование деятельности, а не формальный контроль;
· само- и взаимооценивание, максимальную объективацию оценивания;
· - открытость критериев оценки для учащихся.
Основными формами организации учебного процесса наряду с уроками являются лекции, семинары, лабораторные, практические занятия, конференции, дискуссии, диспуты, творческие отчеты, заседания различных объединений учащихся по интересам и пр., позволяющие развивать индивидуально-творческие способности учащихся.
Решение процедур консультирования, введения дополнительных курсов (спецкурсов), создания смешанных разновозрастных групп, вопроса об ускоренном обучении курсов (полное опережение в 1-2-ух классах, фрагментарное опережение - 1-2 предмета, касательное опережение - работа с усложненным материалом) - все это прерогатива Совета школы.
Широко используется в педагогическом процессе различные технологии организации педагогического процесса: «погружение», «блочно-цикловая система организации педагогического процесса», «модульное составление расписаний» и др.
|
|
Право выбора и самостоятельная разработка технологий, опирающихся на научные положения психолого-педагогических дисциплин, остается за учителем. Школа с уважением относится к индивидуальному стилю деятельности как учащихся, так и учителя.
Преподавания основных предметов осуществляется по методу уровневой и профильной дифференциации с помощью:
- разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг" и др.);[1]
использование различных форм обучения:
а) независимого обучения (independent study), при котором учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для "обогащения";
б) самоуправляемое изучение (self–directed study), при котором конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик;
в) нацеленная на учащегося программа (learnecentered program), при которой учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен; эта программа более или менее идентична персонифицированной программе (personilized program);
использование наставнических программ;
использование в учебном процессе таких форм работы как Web-квесты и Web-сайты.
Ведущими и основными в педагогическом процессе, организуемом социальными партнерами, являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Большие возможности содержатся в такой форме работы как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод, который строится с учетом интересов и возможностей конкретных учеников, выполняя определенную роль профориентационного средства.
Воспитание - важнейшая и неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая существенную специфику в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения. Оно должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей – обеспечение процесса социализации гражданина общества и развитие процесса индивидуализации личности.
Социальные партнеры ориентируются на такую систему воспитания, основная цель которой заключается в содействии гармоничному становлению и развитию обучающихся, нравственному осмыслению своей жизни посредством целенаправленного развития базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:
- доброжелательный человек;
- заботливый член семьи;
- творческая индивидуальность;
- ответственный гражданин;
- здоровая и совершенствующаяся личность.
Исходные установки, используемые в воспитании:
- не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются);
- чем больше подходов к воспитанию реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность эффективности воспитания.
- плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная направленность воспитания, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;
|
|
- гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.
Из многообразия концепций наиболее близки к практике воспитания следующие:
- воспитание как управление развитием личности, принятие индивида таким, какой он есть, обеспечение каждому «эффекта старшего друга» (Л.Н.Новикова, В.А.Караковский);
- воспитание как управление социализацией личности – поддержка позитивной социализации, обеспечение нравственной устойчивости к влиянию негативных факторов общества (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман);
- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства (Ю.С.Мануйлов, Р.Д.Ясвин);
- событийный подход – значимость случая, отдельных мероприятий как поворотных моментов в развитии личности (Д.В. Григорьев);
- синергетический подход к анализу воспитательной системы как саморазвивающейся (Н.Л.Селиванова, Ю.В.Шаронин).
Общее пространство самоопределения личности может быть структурировано через выделение нескольких типов отношения человека с миром, каждое из которых простраивается школьниками согласно их жизненным целям и задачам.
В рамках отношения «человек – общество» основная задача - формирование активно участвующих субъектов в общественной и политической жизни своей страны.
В рамках отношения «человек – профессия» самоопределяющаяся личность выбирает профессию в контексте реализации жизненной программы, связанной с развитием родной страны и культуры.
В рамках отношения «я – другой» такой человек вступает с представителями других национальностей и культур в продуктивный диалог и кооперацию.
В рамках отношения «человек – знак» культурно самоопределяющаяся личность способна прочитывать знаки как собственной, так и другой культуры, осуществлять их творческий ценностно-смысловой синтез и выражать его результаты в знаково-символических формах родной традиции.
|
|
В рамках отношения «человек – природа» такая личность переживает единство с родной природой, чувствует обеспокоенность за ее состояние, «оживляет» ее своей практикой, превращая тем самым натуральную природу в предмет культуры.
В рамках отношения «я – я» человек интегрирует разные (перечисленные выше) типы культурного самоопределения в некоторую целостную позицию и программу саморазвития.
Условиями для полноценного раскрытия духовных устремлений учащихся, их творческих способностей, развития процессов самоназначения и профессионального самоопределения учащихся служат самодеятельные, организации учащихся: НОУ предметные недели, конкурсы, предметные бои, олимпиады, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.; клубная и кружковая предметная деятельность (предметные кружки, музыкальную и изостудии), регулярное и систематическое посещение музеев, театров, выставок, использование связей с библиотекой пр. Для удовлетворения потребностей школьников используются возможности средового образования и воспитания (музеи, спортивные, музыкальные, художественные школы и пр.).
В процесс социализации учащегося вовлекаются все субъекты образовательного процесса на основе деятельностного подхода:
- педагоги – овладевают технологиями для вовлечения в образовательную и социально полезную деятельность;
- учащиеся – в процессе деятельности обретают соответствующие базовые компетентности;
- родители – разделяют ответственность за процесс и результат образования собственных детей;
- профессиональные учебных заведений начального, среднего и высшего образования – заинтересовано участвует в деятельности школы в качестве равноправного партнера.
Особое внимание в учебное и внеучебное время обращается на создание условий для эффективных занятий физической культурой и спортом: проведение соревнований, введение уроков ритмики и хореографии и т. д.
Организационный механизма и технология взаимодействия школы и родителей представлен на рис 9.
Табл. 1
Рисунок 9 - Технология сотрудничества школы и семьи
Уровни | Формы взаимодействия | Цели, предполагаемый результат | Субъекты взаимодействия |
Микроуровень | Презентация школы для родителей | Родители получают информацию о деятельности школы (включая «+» и «-») Умение выстраивать диалог как основу для дальнейшего сотрудничества | Все желающие родители, педагогический коллектив, учащиеся |
Попечительский Совет | В школе формируется орган общественного самоуправления. Развитие умений и навыков педагогического коллектива, родителей конструктивно решать возникающие проблемы и быть партнерами | Представители родительского и педагогического коллективов в соответствие с Уставом | |
Анкетирование | Получение администрацией и педагогическим коллективом количественной и частично качественной информацией о наиболее значимых для развития школы вопросах | Все родители (кроме асоциальных семей), учащиеся, педагоги. | |
Макроуровень | Экспертные группы | Получение качественной информации о деятельности. Умение адекватно воспринимать происходящее в школе. Выявление родителей, учащихся, учителей, способных донести актуальные идеи, задачи до остальных членов социума | Выбранные субъекты из числа педагогов, родителей, учащихся |
Проектные группы | Получение организационных, интеллектуальных, управленческих ресурсов. Умение совместно проектировать ОП с учетом интересов разных субъектов | Заинтересованные в совместной работе родители, учащиеся, педагоги | |
Круглые столы, Конференции, Консультации. | Получение опыта конструктивного обсуждения вопросов, проблем. Умение продуктивно решать возникающие вопросы, проблемы | Разнообразие. В зависимости от темы проблемы |
Таблица 23 - Особенности модели взаимодействия школы и семьи
Крайне важна в школе роль психологической службы, которая осуществляет:
- оказание помощи личности в ее самопознании (диагностика профессиональных интересов и индивидуальных психофизиологических особенностей развития);
- мониторинг общественно-значимых мотивов выбора профессии через предпрофильную подготовку и профильное обучение.
- психологическое сопровождение организации профориентационной работы;
- профконсультирование;
- коррекционную работу по соотношению профессиональных намерений и возможностей личности.
Новизна системы управления жизнедеятельностью школой выражается:
-в реализации полисубъектного подхода, который предусматривает участие во всех делах школы субъектов образовательного процесса: педагоги, учителя, родители, общественность.
Структура управляющей системы средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения рассматривается нами с субъект-субъектной позиции.
Личностно-ориентированный подход к управлению проявляется в сочетании коллективного, административного и самоуправления; в участии в управлении на паритетных началах всех заинтересованных сторон.
Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления:
- высшим органом управления средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения является общешкольная конференция, представителями которой являются все социальные субъекты педагогического процесса;
- создание Совета школы – института, который предполагает участие представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, соц. партнеров) управлении школой;
- создание службы образовательного маркетинга, направленной на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, которая способствует оперативному реагированию на удовлетворение образовательного спроса удовлетворенности качеством образовательных услуг учащимися, родителями, общественностью и государством; развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы образовательных услуг;
- создание кафедр циклового объединения предметов, разрабатывающие и внедряющие компетентностно-ориентированные содержание образования и технологии. Главным условием деятельности кафедры является ведение всеми учителями, кроме профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы;
- создание информационно-аналитической службы, которая решает вопросы дистанционного обучения школьников субъектами социального партнерства;
- создание службы психолого-педагогического сопровождения, котораярешает проблемы диагностики, коррекции, педагогической поддержки, предпрофильной и профильной подготовки школьников;
- создание службы здоровья и безопасности,исполняющей свое назначение путем исследования школьных факторов риска, реализацией здоровьесберегающих технологий в практике педагогов школы;
- разработка программы социального партнерства как условия качественной деятельности созидательного сообщества детей и взрослых.
Модернизация управления школой на основе технологии социального партнерства предполагает привлечение к управлению школой родителей как субъектов образовательного процесса. Органы родительского самоуправления представлены на рис.9.
Попечительский Совет школы –организационная структура, обеспечивающая проектирование учебно-воспитательного процесса и проектирование механизмов решения актуальных проблем школы на основе совместной деятельности социальных партнеров: учащихся, педагогов, родителей.
Члены проектной группы – социальные партнеры, которые вырабатывают общие подходы и конкретные механизмы для решения ключевых задач школы на данный момент или ближайшую перспективу. Готовые проекты рассматриваются советом школы (при необходимости педагогическим советом школы, советом старшеклассников).
Экспертная группа – организационная структура, основной задачей, которой является своевременное отслеживание и диагностика происходящих в среде школы процессов и их результатов. Основными инструментами для реализации этой задачи являются анкетирование, экспертные оценки, психологическая диагностика родителей, педагогов, учащихся.
Рисунок 10 - Органы родительского самоуправления