double arrow

Реализм


Реализм(от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Мировоззренческая основа реализма - идеи материализма и позити­визма.

Особенности философии и эстетики реализма:

1) стремление к объективному изображению жизни, что достигается пу­тем следования принципам

- социального детерминизма (обусловленность образов определен­ной средой),

- исторического детерминизма (обусловленность образов конкретной эпохой)

- психологического детерминизма (обусловленность образов набором индивидуальных личностных качеств);

2) попытка представить мир во всей его сложности и противоречиво­сти, но при этом сохранить его цельность;

3) стремление познать законы действительности, постичь взаимообу­словленность явлений, для того, чтобы изменить мир к лучшему;

4) понимание искусства как одного из средств познания человеком са­мого себя и окружающей действительности;

5) отсутствие запретных тем, поскольку основные требования к искус­ству - достоверность, точность, правдивость отражения жизни;

6) народность;

7) историзм;

8) герой реалистического произведения – обычный человек, как пра­вило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

9) психологический анализ, предполагающий исследование внутреннего мира человека.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ

(1795 – 1829)

«Горе от ума»

(1824)

Жанр: комедия (тяготение к жанру высокой комедии)

Проблема эстетической отнесенности комедии:

1) черты реализма (узнаваемый быт Москвы конца 10-х годов, яркие, правдоподобные черты характеров, манеры, привычки, речь персонажей);

2) влияние романтизма (автор придерживается принципа творческой свободы, герой поднят над средой);

3) традиции классицизма (дидактизм; четкость и интеллектуальная от­точенность высказываний главного героя; стройность построения пьесы; со­блюдение единства места; соблюдение единства времени; говорящие фами­лии (прямолинейно-характеристические имена персонажей)).

Основные конфликты:

· любовный конфликт (движущий)

· общественно-политический конфликт между «веком нынешним» (прогрессивными идеями) и «веком минувшим» (консервативными идеями крепостнической эпохи).


Сейчас читают про: