IV.Оценка результатов работы на этапе приёмки и сортировки обращений

При оценке результатов работы по приёму и сортировке обращений анализируется:

наличие и доступность информационных материалов об организациях, принимающих сообщения (обращения) по вопросам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, и государственных организациях, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

данные о полученных сообщениях и принятых решениях по ним;

информация о количестве сообщений от различных источников.;

информация о количестве инициированных расследований и соотношении между количеством обращений (сообщений) и количеством инициированных расследований;

информация о числе детей, в отношение которых было произведено немедленное отобрание по результатам приемки и сортировки сообщений и по результатам инициированных расследований;;
^ V. Условия, необходимые для обеспечения эффективности приёмки и сортировки обращений

    Наличие отдельного телефонного номера у специалистов, ответственных за прием и сортировку сообщений; Наличие оргтехники, необходимой для обработки полученной информации и оперативной связи с организациями, осуществляющими первичную проверку поступившей информации (копировальный аппарат, аппарат факсимильной связи, компьютер, доступ в Интернет и наличие электронных адресов у всех специалистов, обеспечивающих защиту прав детей); Создание локальной сети для оперативного обмена информацией и создание единой базы данных о детях, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.


    .

    Материальные расходы


    • Как минимум один человек в городе/районе (в зависимости от численности обслуживаемого населения) круглосуточно, ежедневно занимается приемом сообщений о случаях жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей. Предположительно, этот человек получает дополнение к основной зарплате.

    • Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов, оплата связи (телефон, Интернет).

    4.1.2 Первичная оценка поступившей информации
    ^ I. Общие принципы

    Определение срочности основывается на информации, полученной от сообщившего и на проверке дополнительных сведений, имеющихся о семье. Присвоение случаю определенного уровня приоритета указывает специалистам на уровень уязвимости ребенка и быстроту реагирования организации.

    Определение приоритета включает в себя срочное реагирование.
    ^ II. Ожидаемый результат

    Государственная организация, обеспечивающая защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, вовремя реагирует на сообщения о жестоком обращении и неудовлетворении основных жизненных потребностей, определяет уровень опасности для ребенка и принимает обоснованное решение о времени и степени вмешательства.
    ^ III. Порядок работы (стандарты)

    1) Уровень опасности для ребенка и скорость реагирования организации системы защиты детства должны основываться на следующих факторах:


    • степень непосредственной опасности для ребенка;

    • способность ребенка защитить себя;

    • возраст пострадавшего ребенка;

    • степень тяжести состояния ребенка, предположительно пострадавшего от жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей;

    • уровень физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка;

    • были ли ранее случаи жестокого обращения/неудовлетворения основных жизненных потребностей ранее;

    • з. насколько давно была нанесена травма/нынешнее состояние ребенка;

    • доступ предполагаемого виновника к ребенку;

    • способность/желание воспитателя защитить ребенка.

    2) Если специалист, принявший сообщение, определяет, что пострадавший ребенок находится в ситуации непосредственной угрозы получения серьезной травмы или вреда, или не может определить степень непосредственной опасности, то он должен направить сообщение организации/комиссии, которая уполномочена решением местной власти для срочного реагирования. Специалисты организации/комиссии должны в течение часа вступить в непосредственный контакт с пострадавшим ребенком. Можно использовать помощь со стороны органов внутренних дел.
    3) Если специалист, принявший сообщение, определяет, что нет непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенку, то сообщение передаётся государственной организации, назначенной ответственной за проведение социального расследования, которая должна в течение 3 суток вступить в непосредственный контакт с предположительно пострадавшим ребенком, его родителями, родственниками.
    4) В ситуациях, когда специалисты не смогли вступить в контакт с семьей по причине отсутствия реакции или сотрудничества с ее (семьи) стороны, государственная организация должна привлекать органы внутренних дел, прокурора города/района, чтобы установить местонахождение пострадавшего ребенка, получить к нему доступ.
    ^ IV. Оценка полученных результатов

    При оценке данного аспекта работы могут приниматься во внимание результаты работы государственных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, может использоваться следующее:


    • информация о сообщениях;

    • данные по соответствующим инициированным социальным расследованиям;

    • отчеты о проведенных оценках безопасности;

    • отчеты по случаям с высоким уровнем опасности для ребенка;

    • количество сообщений о случаях с высоким уровнем опасности для ребенка;

    • данные о проценте инициированных социальных расследований от общего количества полученных сообщений;

    • установленные уровни опасности случаев;

    • информация о количестве сообщений из разных источников

    ^ V. Материальные расходы

    Расходы, связанные с привлечением специалистов, обслуживанием транспорта.
    4.1.3 Оценка и обеспечение безопасности ребенка на этапе социального расследования

    i.
    Общие принципы


    Государственная организация, обеспечивающая защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, работая с семьями, определяя уровень безопасности ребенка, необходимость вмешательства в семейную ситуацию и степень этого вмешательства, имеет возможность обеспечивать безопасность ребенка в семье.

    При первом контакте с семьей специалист должен оценить, насколько ситуация опасна для ребёнка.

    Оценка безопасности детей в своих семьях требует быстрого и точного выявления особых факторов серьезной опасности. Для их выявления используется Форма оценки безопасности ребенка

    Когда имеется опасение по вопросу непосредственной опасности ребенка, однако изъятия из семьи не требуется, необходимо разработать план, обеспечивающий его безопасность. В случае добровольного помещения к родственникам в пределах одного населенного пункта также необходимо разработать план безопасности. План должен рассматриваться как часть постоянного процесса, начинающегося с первого контакта и продолжающегося до завершения социального расследования. Планы безопасности всегда должны быть основаны на текущих условиях, они должны быть всеобъемлющими, творческими и гибкими. Родители/лица, их замещающие, должны играть значительную роль в разработке плана безопасности и определении ресурсов.

    В случае изъятия ребенка из семьи составление плана безопасности не требуется. В этом случае необходимо следовать процедуре, описанной п 4.1.7 настоящего документа.
    ^ II. Ожидаемый результат

    Первоочередные потребности ребенка в безопасности удовлетворяются наименее навязчивым, ограничивающим и деструктивным способом.

    ^ III.Порядок работы (стандарты работы)

    1) Уполномоченная государственная организация должна обеспечить разработку плана безопасности в случае, если установлено, что безопасность ребенка обеспечена не в полной мере, но изъятия из семьи не требуется.

    2) При определении необходимой степени вмешательства для удовлетворения потребности ребенка в безопасности, государственная организация системы защиты детства должна:

    a. определить тип и степень жестокого обращения/неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и установить, что в настоящее время влияет на ситуацию ребенка;

    б. установить уровень уязвимости ребенка на основе:


    • возраста ребенка;

    • физического, интеллектуального и социального развития ребенка;

    • поведенческих трудностей ребенка;

    • способности ребенка защитить себя;


    в. оценить способность и желание взрослых, проживающих в доме, защищать ребенка, на основе:


    • фактов агрессивного поведения со стороны предполагаемого виновника;

    • уровня интеллектуальных, физических и психологических недостатков взрослых членов семьи, которые могут повлиять на воспитание ребенка;

    • наличия алкогольной или наркотической зависимости у взрослых членов семьи;


    г. определить возможность доступа к ребенку со стороны предполагаемого виновника;

    e. определить родственников и другие ресурсы семьи, которые могут быть призваны для разработки и выполнения плана безопасности.

    3) План безопасности должен отображать следующее:


    • конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить;

    • б. лицо (лица) ответственные за выполнение мероприятий по безопасности (напр., мама, сосед, бабушка, и т.д.);

    • в. Лицо (лица), ответственные за выполнение плана и обязанные сообщать в государственные органы защиты детства, если план не выполняется;

    • г. сроки выполнения пунктов плана.


    4) Родители/лица, их заменяющие, другие члены семьи, родственники, оказывающие поддержку, должны максимально привлекаться к разработке плана безопасности. План безопасности должен быть подписан лицами, перечисленными в нем. Каждое лицо, подписавшее план, должно получить экземпляр плана.

    5) План безопасности должен быть частью записей по делу семьи и должен быть доступен работникам организации.
    ^ IV.Оценка полученных результатов

    При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание результаты работы государственных организаций, отвечающих за защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В качестве индикаторов может использоваться следующее:

    •количество составленных планов безопасности

    •количество детей, который были изъяты из семей

    • процент дел о жестоком обращении/неудовлетворении основных жизненных потребностей, когда ребенок изымался из семьи;

    •качество и актуальность информации, собранной во время оценки безопасности;

    • количество услуг государственных организаций для детей и семей

    и использование ими таких услуг.
    ^ V. Материальные расходы

    Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов.
    4.1.4 Проведение собеседований и оценка риска

    Декрет Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», КОБС ст. 85, Положение о порядке признания детей, нуждающихся в государственной защите
    ^ I. Общие принципы

    Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, несут ответственность за оценку информации о предполагаемом случае жестокого обращения, неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка/детей. После проведения оценки безопасности и независимо от того, были ли найдены угрозы безопасности, необходимо произвести оценку рисков. В отличие от оценки безопасности, которая определяет уровень непосредственного риска причинения детям серьезного вреда (в тнечение нескольких следующих часах или днях), оценка рисков позволяет определить вероятность причинения серьезного вреда в более отдаленном будущем – на протяжении нескольких следующих недель или месяцев. Результаты этой оценки будут влиять на принятие решения о том, открывать ли дело для полномасштабного расследования и какие принимать меры по обеспечению безопасности ребенка, которые описываются в плане по обеспечению безопасности.

    Степень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого.


    • Очень высокий и Высокий риск (Ребенок, нуждающийся в государственной защите) предполагает, что если органы защиты детства не вмешаются в ситуацию, и ребенок будет оставлен в семье, то существует высокая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения необратимых физических повреждений и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.

    • Умеренный риск (дети в социально опасном положении) предполагает, что, несмотря на присутствие факторов риска, отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку угрожает непосредственный риск серьезных физических травм или смерти; в семье применяются конструктивные схемы поведения и имеются другие факторы безопасности, которые позволяют контролировать уровень риска. В случае, если ребенок останется в семье, то требуется вмешательство органов защиты детства.

    • Низкий риск предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает, что вмешательство органов защиты детства с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.


    По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков (вероятность причинения ребенку в будущем серьезного вреда), органы защиты детства могут принять один из трех вариантов решений:

    1.
    продолжить работу с семьей для оказания интенсивных социальных услуг, направленных на минимизацию уровня риска и обеспечение безопасности детей в долгосрочной перспективе - при наличии угроз безопасности и/или высокого риска причинения вреда в будущем

    2.
    направить семью в другие организации (например, в социально-педагогическую и психологическую службу школы, ТЦСОН) для оказания профилактической или консультативной помощи- при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда.

    3.
    закрыть дело и признать жалобу на жестокое обращение и/или неудовлетворение основных жизненных потребностей неподтвержденной - при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска


    Выявление семей, где ребёнок подвержен высокому риску жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей, позволяет органам защиты детства сконцентрировать свои усилия на работе с такими семьями, уделяя им сравнительно больше внимания и тем самым предотвратить повторение в них случаев жестокого обращения с детьми. А семьи с более низким уровнем риска для ребёнка, нуждающиеся в оказании профилактических и поддерживающих услуг, можно передать другим организациям и сохранить при этом уверенность в том, что дети, проживающие в таких семьях, не станут в будущем жертвами жестокого обращения.

    Процесс собеседования является важнейшим методом для сбора информации для точной оценки нынешнего уровня безопасности и будущего риска для ребенка/детей. Собеседования с пострадавшими детьми, членами семьи, родственниками и предполагаемыми виновниками – процесс, требующий владения определенными компетенциями, навыками. Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, несут ответственность по обеспечению своих специалистов необходимыми знаниями и подготовкой, которые позволяют вести эффективные собеседования с надлежащей деликатностью и умением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: