IV Квалификация специалистов

Специалисты учреждений защиты детства должны владеть методами вовлечения родителей в сотрудничество, знать, как можно преодолеть сопротивление клиентов, уметь сочетать методы вовлечения с необходимостью применить властные полномочия для защиты детей, владеть методами мотивации родителей к изменениям, мобилизации их внутренних ресурсов.
^ V. Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание результаты государственных организаций, отвечающих за защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, может использоваться следующее:
• качество и актуальность информации, собранной во время оценки;

• качество составленных планов помощи несовершеннолетнему (СОП);

• качество составленных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ);

• информация об эффективности проведения реабилитационной работы с семьями
^ VI. Материальные расходы

Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов, транспортные расходы, расходы на канцтовары.

4.1.6 Завершение работы и принятие решения по случаю

^ I. Общие принципы

Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, выступают в защиту детей, подвергающихся жестокому обращению или неудовлетворению их основных жизненных потребностей, расследуя сообщения о случаях с помощью мероприятий по оценке безопасности, оценке риска для ребенка и всесторонней оценки положения семьи. Важными этапами в социальном расследовании являются: 1)сбор информации по случаю 2) принятие решения и определение того, нуждается ли семья в услугах вмешательства для защиты ребенка.

1).Сбор информации по случаю проводится для того, чтобы сообщения о жестоком обращении или неудовлетворении основных жизненных потребностей были подтверждены/ не подтверждены фактами. Информация, собранная на данном этапе используется при необходимости для разработки плана реабилитации семьи.

2).Принятие решения по случаю основывается на собранной в результате расследования информаци. Решения всегда основываются на оценке безопасности и оценке риска для благополучия ребенка, на оценке положения семьи. Своевременное разрешение дела чрезвычайно важно для ребенка, семьи и эффективной работы специалистов.

^ II. Ожидаемый результат

Обоснованность сообщений о жестоком обращении и неудовлетворении основных жизненных потребностей детей устанавливается в ограниченные сроки. Определяются уровень и тип вмешательства, которое необходимо для благополучия детей и семей. Имеются данные для составления плана работы с семьей.
^ III. Стандарты работы
A. Сбор информации по случаю

1) Государственная организация, обеспечивающая защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должна завершить расследование в срок, оговоренный на начальном этапе расследования (по итогам проведения оценки безопасности ребенка/детей), но не больше 1 месяца.

2) Государственная организация должна установить статус случая о предполагаемом жестоком обращении/неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка/детей (подтвержденное/не подтвержденное).

^ Случай подтверждается, когда:


  • имеется приговор, судебное решение или признание предполагаемого виновника; или

  • имеется медицинское свидетельство наличия намеренно причиненного ранения, установленного профессиональными медиками; или

  • имеется свидетельство ребенка и подтверждающие его слова улики; или

  • имеется достоверный свидетель и улики, подтверждающие обвинение; или

  • имеется отчет специалистов, что ребенок подвергался жестокому обращению/неудовлетворению основных жизненных потребностей, на основе данных оценки/расследования;

  • предполагаемый виновник отсутствует, а ребенок во время собеседования рассказывает о случившемся, и имеются другие улики, подтверждающие его слова.


Случай не подтверждается, когда:


  • не имеется доказательств насилия или оставления без средств жизнедеятельности;

  • не имеется медицинского заключения о насилии и никаких иных показателей насилия или оставления без средств жизнедеятельности.

  • одна из сторон переехала во время расследования.

^ Б. Принятие решения

1) Решение по случаю принимается с учетом собранных фактов и улик, оценок уровень безопасности и рисков ребенка. Как при наличии так и при отсутствии угроз безопасности при проведении оценки безопасности, необходимо обязательно провести оценку рисков.

Выделяются следующие уровни риска:


  • риск отсутствует,

  • низкий риск,

  • средний,

  • высокий,

  • очень высокий.


3) Возможные решения по результатам оценки риска:


  • Отсутствие риска - низкий риск: завершить дело, при необходимости переадресовать сообщение и направить к имеющимся организациям по оказанию услуг в городе/районе;

  • Средний риск: составить план помощи несовершеннолетнему, используя оценку положения дел семьи (определить статус СОП);

  • высокий – очень высокий риск: провести комплексную оценку положения дел семьи, при необходимости составить проект межведомственного плана защиты прав несовершеннолетнего и передать дело на рассмотрение КДН местного исполнительного комитета (НГЗ).


4) Предполагаемый виновник должен быть проинформирован о принятом решении по случаю.

5) Специалисты, проводившие расследование должны проинформировать семью и заявителя (если он известен) о работе со случаем и принятом решении, а также о следующих шагах работы с семьей.


^ IV.Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание результаты работы государственных организаций защиты детства. Кроме того, может использоваться следующее:

• процент завершенных социальных расследований в срок, определенный на начальном этапе расследования;

• качество и актуальность информации, собранной во время проведения социального расследования;

• процент случаев жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей, когда ребенок изымается из семьи;

• процент случаев дополнительного сообщения о жестоком обращении и неудовлетворении основных жизненных потребностей детей;

• процент подтвержденных/не подтвержденных сообщений

^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с обслуживанием транспорта и привлечение к работе специалистов.

4.1.7 Изъятие ребёнка из семьи

Законодательная база РБ, регламентирующая деятельность специалистов:

Инструкция Министерства образования РБ № 30 «О порядке выявления несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении», «Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите», Постановление Совета Министров РБ от 26.12.06г. №1728, «О порядке предоставления статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возвращения таких детей родителям». Постановление Совета Министров РБ от 26.12.06г. №1728, Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Кодекс о браке и семье, ст. 85, Закон РБ № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних». Постановление Совета Министров РБ от 10.12.2003г. №1599. «Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь». Постановление Совета Министров РБ от 28. 10. 1999г. № 1676. «Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь». Приказ МО РБ от 14. 12. 1999г. № 743.
^ I. Общие принципы

При некоторых обстоятельствах в целях защиты ребёнка или обеспечения его безопасности может возникнуть необходимость его изъятия/отобрания из семьи.

Законодательство Республики Беларусь даёт право органам опеки и попечительства немедленно изымать детей из семьи до получения соответствующего решения исполнительных и распорядительных органов о признании ребёнка, нуждающимся в государственной защите, при наличии следующих факторов:


  • если подтвердилась жалоба, что ребёнку угрожает опасность насилия или жестокого обращения и неудовлетворения его основных жизненных потребностей;

  • если специалисты, расследующие жалобу, оценили положение ребёнка, как угрожающее его жизни и здоровью, и при этом семья не может обеспечить безопасность своему ребёнку.


Изъятие из семьи ребёнка может рассматриваться только как исключительно крайняя и необходимая мера, принятая в целях обеспечения его безопасности, когда нет никаких других возможностей обеспечить безопасность ребёнка силами своей семьи и ее близкого окружения.

Полномочия на изъятие ребёнка из семьи сопряжены с огромной ответственностью и должны практиковаться в исключительных случаях.

Причины изъятия должны быть разъяснены ребенку специалистами в понятной ему форме с учетом возрастных особенностей.

^ II. Ожидаемый результат

Всем детям обеспечены безопасность, стабильность и постоянство в условиях, наименее навязчивых и ограничивающих, наиболее похожих на семейные.
^ III. Порядок работы (стандарты)

1). Государственная организация системы защиты детства должна инициировать чрезвычайное изъятие ребенка из семьи, если оценка показывает, что имеют место один или более из следующих факторов:

a. оценка безопасности показывает, что существует серьезная угроза жизни и здоровью ребенка, если он останется дома;

б. родитель/лицо, его замещающее, и взрослые, проживающие в доме, не могут быть обнаружены, а также не могут быть привлечены иные близкие взрослые люди, способные обеспечить безопасность ребенка;

в. родитель/лицо, его замещающее был госпитализирован или помещен под арест, а альтернативного воспитателя не имеется, что не позволяет предотвратить помещение ребенка под опеку вне семьи;

г. нет возможности обеспечить безопасность ребенка дома, как со стороны родителя/лица, его заменяющего, так и со стороны других взрослых, проживающих дома;

д. не имеется иных доступных услуг, которые, могли бы снизить риск для ребенка, сделали бы его жизнь безопасной и сохранили бы семью.

2). Обязательства специалистов в случае изъятия/отобрания ребёнка

Специалисты, прежде чем изъять ребёнка, обязаны поставить в известность вышестоящее должностное лицо (при экстренном изъятии – по телефону). Если ситуация требует незамедлительных действий, а связаться с вышестоящим должностным лицом не предоставляется возможным, то специалисты обязаны связаться с вышестоящим должностным лицом в кратчайшие сроки после изъятия ребёнка из семьи. Далее:


  • в течение суток уведомить родителей или лиц их заменяющих о том, что ребёнок находится под их опекой, или в ином месте, определенном законодательством, для временного пребывания ребёнка;

  • уведомить соответствующий орган, согласно действующему законодательству, об изъятии ребёнка и представить соответствующий письменный отчёт;

  • специалисты вправе войти в дом только с согласия родителей;

  • если есть достаточные основания полагать, что жизнь или здоровье ребёнка могут серьёзно пострадать, а родители не дают своего согласия войти в дом, специалисты могут войти в дом при помощи сотрудников органов внутренних дел, уведомив предварительно прокурора;

  • сотрудник РОВД, в кратчайшие сроки после вхождения, обязан составить письменный отчёт о необходимости вхождения в дом без разрешения, указать причины и обсудить данный факт с вышестоящим должностным лицом.

  • в случае изъятия ребёнка из семьи специалисты обязаны получить следующую информацию:

1.
имена лиц, участвующих в экстренном изъятии ребёнка из семьи, их должность и номера телефонов, по которым их можно найти;

2.
имя, фамилия и дата рождения ребёнка;

3.
имена и фамилии родителей или лиц их замещающих;

4.
текущий или последний адрес родителей или лиц их заменяющих;

5.
максимально подробное описание состояния ребёнка в момент изъятия из семьи;

6.
любую информацию относительно обстоятельств жестокого обращения с ребёнком или неудовлетворения его жизненных потребностей, включая имя и фамилию лица, заявившего о случае с ребёнком;

7.
точное время и дата изъятия/отобрания ребёнка из семьи;

8.
причины, по которым меры, направленные на предотвращение необходимости изъятия ребёнка из семьи, оказались безуспешными.


^ IV. Оценка полученных результатов

При оценке данного стандарта могут приниматься во внимание мероприятия информационной системы услуг для детей и семей, результаты работы государственных организаций системы защиты детей. Кроме того, может использоваться следующее:

• количество детей, изъятых из семьи, и размещенных в приют

• количество детей, изъятых из семьи, и возвращенных в биологические семьи

•количество детей, изъятых из семьи, и направленных в интернатные учреждения

• количество детей, изъятых из семьи, и направленных на альтернативные формы устройства (опека, приемная семья, усыновление)

^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с обслуживанием транспорта, оплатой услуг связи и привлечением к работе специалистов.
VI. Требования к квалификации специалистов

1) Специалисты должны иметь минимум шестимесячный опыт работы в государственной организации, обеспечивающей защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) Независимо от профессионального образования или опыта работы, все назначенные специалисты должны:

a. знать порядок действия специалистов (процедуру) при изъятии/отобрании ребенка из семьи;

б. пройти специальное обучение по использованию формы оценки безопасности ребенка;

в. пройти обучение в области личной безопасности;

г. пройти специальное обучение работе в кризисных ситуациях.

^ 8 РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ, ЕСЛИ СЛУЧАЙ УЖЕ ОТКРЫТ
I. Общие принципы

Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, законодательно обязаны защищать детей, которые предположительно подвергаются и подвергались жестокому обращению и неудовлетворению основных жизненных потребностей. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению и неудовлетворению основных жизненных потребностей, могут оставаться в своих семьях, а государственная организация будет оказывать им поддержку. При этом, остаются ли они в семье или помещаются в другую(замещающую) семью, дети, естественно, уязвимы к действиям со стороны своих воспитателей.

Для семей, получающих услуги по защите детей, специалисты СППС учреждений образования выступают в роли помощников семьи, помогая ее членам научиться новым типам, способам поведения. Все усилия направлены на снижение риска для ребенка и повышение его безопасности. Помогая семьям приобретать новые навыки и опираться на имеющиеся сильные стороны, специалисты могут обнаружить, что семья регрессирует, повторяя старые образцы агрессивного или безразличного поведения. Когда такое происходит, организация может получить дополнительное сообщение о насилии или неудовлетворении нужд ребенка, которое может потребовать повторной оценки семьи.

Дополнительные сообщения по возможности должны рассматриваться с привлечением специалистов государственной организации, которые не были ранее задействованы в этом деле. Когда приходит новая информация или сообщения, специалисты должны пересмотреть нынешний план безопасности семьи, запланированное вмешательство и его степень, чтобы обеспечить безопасность ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: