Д. Сбор информации от сторонних лиц

1) Для получения следующей информации специалисты должны использовать такие методы, как собеседования (лично и по телефону), работа с документами:


  • информация, касающаяся обвинения, включая имеющийся риск для ребенка в настоящее время;

  • любая дополнительная информация, касающаяся сильных сторон или проблем семьи;

  • информация, касающаяся предполагаемого виновника, включая его доступ к другим детям.

^ Е. Проведение оценки физического состояния детей в случаях физического насилия

1) Оценка физического состояния детей, предположительно подвергшихся насилию, должна проводиться очень деликатно, в присутствии другого взрослого (например, второго родителя, не вовлеченного в акт насилия, другого сотрудника организации, медицинской сестры и т.п.).

2) По крайней мере, один из двух присутствующих взрослых должен быть одного пола с пострадавшим ребенком.

3) Если ребенок настойчиво отказывается принять участие в физическом осмотре, сотрудник должен прекратить процедуру и организовать осмотр ребенка врачом

4) Если ребенок оказывается не в состоянии снять одежду без посторонней помощи, сотрудник или другой присутствующий взрослый должны помочь ему в следующем порядке:


  • участки тела должны обнажаться по одному, начиная с верхней части тела;

  • сотрудник должен осмотреть обнаженный участок тела и прикрыть осмотренное место одеждой, прежде чем приступить к осмотру следующего участка;

  • осмотр генитальной области должен проводиться только дипломированными врачами. Сотрудники социальных служб не должны самостоятельно проводить физический осмотр детей, предположительно ставших жертвами сексуального насилия.


5) Если у сотрудника есть основания полагать, что ребенок нуждается в медицинской помощи, он должен незамедлительно показать ребенка врачу. В этом случае оценка физического состояния ребенка прекращается. По прибытии врача сотрудник должен попросить его провести полный осмотр ребенка.
^ Ж. Проведение собеседований по вопросам сексуального насилия

Оценка ребенка в вопросе сексуального насилия требует знания процедуры, индикаторов сексуального насилия и большого такта. Государственные организации должны разработать протокол работы в вопросах сексуального насилия. В дополнение к предыдущей части данного стандарта необходимо применять следующее в случаях сообщений о сексуальном насилии.

1) Специалисты, отвечающие за проведение собеседований по вопросам сексуального насилия, должны владеть следующими компетенциями:


  • знать о стадиях физического и интеллектуального развития детей;

  • иметь знания по психологии, анатомии, сексуальности человека;

  • знать динамику сексуального насилия;

  • знание семейной динамики в связи с сексуальным насилием;

  • поведенческие признаки детей, пострадавших от сексуального насилия, описанные в современных исследованиях/литературе.


2) Государственная организация системы защиты детства должна установить процедуру проведения собеседований по случаям сексуального насилия и обеспечить обучение своих специалистов до того, как они будут использовать их на практике.
^ З. Опрос детей с особенностями в развитии

1) Перед тем, как сообщить родителю/лицу, его заменяющему, о намерении опросить ребенка специалист на основе имеющейся информации должен определить, находится ли ребенок в безопасности.

2) Специалист должен по возможности связаться с лицом, не вовлеченным в акт насилия (родитель, воспитатель, учитель, брат/сестра и др.) и провести предварительную консультацию, чтобы установить следующее:


  • сильные стороны ребенка и его психофизические особенности;

  • методы эффективного общения с ребенком на основе уровня понимания ребенка, его потребностей и способностей.


3) При необходимости, специалист, отвечающий за проведение собеседования, должен привлечь специалиста ЦКРОиР по работе с детьми с особенностями, который может оказать поддержку во время опроса пострадавшего ребенка.
^ IV.Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание результаты работы служб системы защиты детства. В качестве индикаторов может использоваться следующее:

• количество проведенных социальных расследований по случаям жестокого обращения/неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка/детей

•качество и актуальность информации в записях по социальному расследованию;

•качество и актуальность информации, собранной с помощью формы оценки риска;

•количество оценок риска проведенных в ходе социальных расследований.
^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов.

4.1.5 Всесторонняя оценка положения семьи
I. Общие принципы

Государственная организация, обеспечивающая защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, после проведения оценки безопасности и оценки рисков для семей, определенных в группу высокого риска, проводит всестороннюю оценку положения семьи.

Всесторонняя оценка положения дел в семье - процесс комплексного анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, а также изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов. Всесторонняя оценка положения дел семьи выявляет реальные причины жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, и позволяет тем самым найти оптимальное решение проблемы, которое логично вытекает из результатов всесторонней оценки. Проведение всесторонней комплексной оценки позволяет индивидуально подойти к удовлетворению потребностей семьи или устранению стоящих перед нею проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повышает шансы на успех обеспечения безопасности детей в долгосрочной перспективе.
Оценка положения семьи всегда проводится совместными усилиями специалистов государственной организации и членов семьи.
Для всесторонней оценки положения семьи необходимо использовать Форму комплексной оценки семьи. Использование структурированных форм оценки семьи позволяет обеспечить не только последовательность применения основных критериев оценки, но и провести углубленный анализ факторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности детей, и которые должны в обязательном порядке учитываться в ходе оценки положения дел в семье. Использование Формы как структурной основы для наблюдения и анализа не препятствует решению таких задач, как установление доверительных отношений с семьей или удовлетворения первоочередных потребностей детей и их семей.
Проведение оценки положения семьи предполагает выполнение следующих действий:



  • Выявление проблем: т. е. жизненных обстоятельств или поведения, которые обуславливают плохое обращения с ребенком

  • Определение того, что стало причиной возникновения проблемы, оценка возможностей и ресурсов данной семьи для решения выявленных проблем

  • Оценка нужд и сильных сторон ребенка, пострадавшего от жестокого обращения и/или неудовлетворения нужд.

^ II. Ожидаемый результат

Осуществлен сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей, о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих укрепить потенциал семьи, сформулированы конкретные цели и задачи работы специалистов и членов семьи по конкретному случаю.
^ III. Порядок работы (стандарты работы)
Для проведения комплексной оценки семьи, выявления ее сильных сторон, проблем и их причин плохого обращения с ребенком, необходимо произвести оценку различных аспектов жизнедеятельности семьи и ее членов:


  • Жилищные условия

  • Материальное и финансовое положение

  • Взаимоотношения между родителями (опекунами)

  • Отношения между родителями (опекунами) и детьми

  • Социальные контакты семьи и помощь извне

  • Условия для умственного и физического развития ребенка

  • Личностные особенности родителей (опекунов) и их жизненный опыт. Эти характеристики не претерпят существенных изменений при работе с семьей, однако их необходимо учитывать при организации взаимодействия с семьей, планировании услуг.


При проведении оценки следует привлекать членов семьи для определения их собственных проблем и потребностей, так как только они обладают полной информацией о своей жизненной ситуации. Проведение оценки совместными усилиями позволяет семье получить достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.

Для сбора информации по вышеперечисленным аспектам жизнедеятельности семьи специалисту, проводящему оценку необходимо:

1.
Внести в структурированную форму оценки семьи данные, которые уже были собраны в процессе оценки рисков и оценки безопасности.

2.
Оценить объем и полноту информации о семье, определить недостающую информацию

3.
Создать план по сбору недостающей информации (что необходимо узнать, кто может предоставить информацию, какие вопросы необходимо для этого задать)

4.
Сформулировать вопросы, которые необходимо задать для пополнения информации о семье и определить их очередность

5.
Стараться проводить работу на территории семьи, планируя серию визитов

6.
Вовлекать членов семьи в совместную работу, при этом:


  • придерживаться открытой, дружественной манеры поведения, честно рассказывать о цели визита и о том, что члены семьи будут напрямую вовлечены не только в процесс оценки, но также и в процесс планирования и принятия решений по преодолению стоящих перед ними проблем

  • проявлять искренний интерес и уважение к родителям и детям

  • проявлять чуткость и гибкость при обсуждении деликатных тем

  • проявлять эмпатию (сочувствие и сопереживание) и понимание семейной ситуации

После каждого визита в семью вносить новую информацию в Форму оценки, вновь критически оценивать объем и полноту информации о семье, определять недостающую информацию, формулируя новые вопросы для более глубокого понимания сути и причин проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: