II. Результат

Проводится всеобъемлющая, объективная оценка для определения уровня безопасности и риска ребенка и того, гарантированы ли изменения услуг для повышения безопасности ребенка.
^ III. Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта специалисты могут использовать следующее:

•качество и актуальность информации, содержащейся в записях по социальному расследованию;

•информация по первоначальной оценке уровня безопасности;

•количество и процент инициированных социальных расследований, в которых имеется дополнительное сообщение;

•количество и процент инициированных социальных расследований, по которым проводилась дополнительная оценка;

•информация о предоставлении услуг государственными организациями детям и их семьям и использовании таких услуг.
^ IV. Стандарты работы

1) Все обращения, полученные от граждан, заинтересованных организаций и ведомств города/района или от специалистов, должны рассматриваться должностными лицами, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении (Закон об обращениях граждан, ст.9).

2) Если государственная организация получает новое обращение, специалисты должны провести анализ единого банка данных с целью проверки наличия предыдущих обращений.

3) Специалисты, получившие обращение, должны связаться с государственной организацией, определенной местными властями ответственной за ведение и хранение банка данных, в течение одного рабочего дня после получения сообщения. Это необходимо для того, чтобы сообщить о поступившей информации и убедиться, что информация в сообщении является информацией о новом случае, который ранее не оценивался.

4) Когда установлено, что сообщение является дополнительной информацией, которая должна использоваться для выработки целей плана работы с семьей, но не является новой, специалисты должны:

a. надлежаще задокументировать решение и основания для дела;

б. повторно провести оценку безопасности, оценку рисков;

в. выработать новые цели плана работы с семьей, внести изменения услуг, если это необходимо;

б. предоставить документацию для дальнейших мероприятий в комиссию по делам несовершеннолетних, в случае, если ребенок признан нуждающимся в государственной защите, либо в учреждение образования, если ребенок находится в социально опасном положении..

5) Если сообщение не является новым, специалист должен связаться с сообщившим, чтобы передать ему письменное уведомление о принятых мерах (Закон об обращениях граждан, ст.12).

6) Если сообщение признано несущим информацию о новом случае, специалисты должны координировать все действия с комиссией по делам несовершеннолетних и работниками правоохранительных органов, если дело требует этого. Если сообщивший информацию известен, ему необходимо выслать письменное уведомление о принятом решении после проверки.

7) Специалисты, у которых установились отношения с ребенком и/или семьей должны быть непосредственно привлечены к изъятиям, помещению под опеку и иным действиям, касающимся опеки над ребенком.

8) Планы безопасности должны разрабатываться или изменяться тем специалистом, который обнаружит проблемы безопасности, независимо от стадии оценки. Планы безопасности должны по возможности как можно больше использовать ресурсы семейного окружения ребенка (семьи родственников, соседей, друзей).

10) Во время повторной оценки специалисты должны продолжать предоставлять услуги поддержки семье согласно плану работы с семьей. Любое не предоставление услуг (например, прекращение выплаты пособий, пенсий) должно быть одобрено лицом, ответственным за выполнение плана. Если предоставление услуг приостановлено, уведомление об этом должно быть предоставлено комиссии по делам несовершеннолетних или в учреждение образования, ответственное за выполнение плана.

11) Специалисты должны устанавливать отношения с конкретными целевыми и соответствующими делу местными организациями по оказанию услуг и т.д., для того, чтобы помочь семье стабилизироваться и обеспечить безопасность ребенка.

12) В завершении повторной оценки специалисты, представители комиссии по делам несовершеннолетних вместе с семьей, родственниками и местными службами должны обсудить дело и решить, необходимы ли дополнительные или иные стратегии и вмешательства при работе с семьей.

13) К завершению оценки документы по повторной оценке должны являться частью общих документов по делу.

^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов.
VI. Требования к квалификации специалистов

1) специалисты должны иметь следующую квалификацию:

a. диплом высшего (среднего специального) учебного заведения в области социальной работы/социальной педагогики/психологии или смежной области и минимум шестимесячный опыт работы в организации;

б. если специалистов со специальным образованием нет, то могут назначаться специалисты без специального образования, имеющие минимум годовой опыт непосредственной работы в организации.

2) Независимо от профессионального образования или опыта работы, все назначенные специалисты должны:

a. знать порядок действия специалистов (процедуру) при проведении социального расследования;

б. пройти специальное обучение по использованию формы оценки безопасности, риска ребенка, положения дел семьи;

в. пройти обучение в области личной безопасности.

^ 9 ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
I. Основные принципы

Между проявлением насилия над детьми и домашним насилием между взрослыми членами семьи существует взаимосвязь. Поэтому государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматривают домашнее насилие как акт агрессии против взрослой жертвы в семье и дополнительный риск для детей в этой семье. Основное внимание в работе с семьями, в которых имеется проявления домашнего насилия уделяется постоянной оценке риска, которому подвергаются дети, и безопасности пострадавшего взрослого, равно как и ответственности правонарушителя.

Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, которые живут в семьях в ситуации домашнего насилия, должны строить партнерские отношения с прокуратурой и судами, органами внутренних дел, другими местными организациями в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также программами по борьбе с домашним насилием. Все они должны работать совместно для удовлетворения конкретных потребностей детей и семей в случаях, когда имеется домашнее насилие. При разработке плана защиты прав несовершеннолетнего государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны также принимать во внимание мероприятия по оказанию помощи всем членам семьи.
^ II. Результат

Дети, находившиеся в очаге домашнего насилия, будут находиться в безопасности.
III. Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание следующие критерии:

•количество расследуемых дел по факту неудовлетворения нужд/ жестокого обращения с ребенком, в которых фигурирует информация о домашнем насилии;

•количество и процент семей с детьми в которых имеются члены семьи, привлекавшиеся к ответственности за домашнее насилие;

•количество и процент дел, касающихся домашнего насилия, в которых впоследствии имело место насилие над детьми;
^ IV. Стандарты работы
A. Проверка сообщений о бытовом насилии

1). Поступающие сообщения о домашнем насилии должны рассматриваться как официальное сообщение, независимо от того, присутствовал ли ребенок при этом, или нет.

2). Сотрудники РОВД должны информировать органы опеки и попечительства местного исполнительного комитета о случаях домашнего насилия в семьях, воспитывающих несовершеннолетних.
^ Б. Первоначальные оценки и интервью

Первоначальные оценки всегда должны проводиться деликатно и осторожно. В случаях, когда сообщение основано на фактах домашнего насилия, государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны осознавать дополнительный риск для пострадавшего взрослого и обеспечить безопасность как ребенку, так и пострадавшему взрослому.
^ В. Оценки

1) При поступлении информации о случае домашнего насилия в семье, где воспитывается несовершеннолетний, государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, еще до контакта с членами семьи должны собрать информацию, касающуюся фактов бытового насилия в данной семье. Это должно включать сбор нынешних и прошлых фактов, касающихся привлечения к уголовной ответственности.

2) Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны сотрудничать с правоохранительными органами и прокуратурой в ведении следствия по случаю домашнего насилия, если имеется информация об акте домашнего насилия со стороны одного взрослого против другого, в присутствии, либо с вовлечением несовершеннолетнего;

3) Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны попытаться вступить в контакт с неагрессивным пострадавшим взрослым без ведома предполагаемого правонарушителя.

4) Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны отдельно опросить всех членов семьи, начиная с ребенка, пострадавшего взрослого и предполагаемого правонарушителя. Во время опроса предполагаемого правонарушителя работники не должны передавать информацию, полученную от уже опрошенных, ссылаясь на них.

5) Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны провести оценку безопасности и оценку риска для ребенка, находившегося в ситуации домашнего насилия.

6) При установлении факта бытового насилия государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, инициируют разработку плана безопасности для каждого из несовершеннолетних.

7) Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны организовать поддержку и обучение для членов семьи по вопросам предупреждения бытового насилия. Предоставление услуг поддержки и обучения может, в частности, включать информацию о:

а. номерах телефона горячей линии по вопросам домашнего насилия;

б. местных службах вмешательства (РОВД, прокуратура) для работы с предполагаемым правонарушителем;

в. законных правах пострадавшего взрослого;

г. местных службах оказания помощи и поддержки жертвам домашнего насилия.
^ Г. Проведение собеседований

1) При проведении собеседования в случае сообщения о факте домашнего насилия государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны принимать во внимание следующее:

a. Сбор информации у детей

1. провести оценку безопасности и оценку риска для ребенка, находившегося в ситуации домашнего насилия;

2. определить, что ребенок знает о взаимоотношениях родителей (опекунов), особенно до факта бытового насилия;

3. определить, что ребенок видел или слышал по факту домашнего насилия против пострадавшего взрослого;

4. определить, пытался ли вмешаться ребенок и каким образом;

5. определить, начал ли ребенок идентифицировать себя с предполагаемым правонарушителем (т.е. ребенок, объясняя ситуацию, высказывает одобрение и поддержку правонарушителю);

6. определить, начал ли ребенок идентифицировать себя с ролью пострадавшего взрослого (т.е. беспомощность, страх, и поведение, поощряющее правонарушителя).
б. Сбор информации у пострадавшего взрослого и других взрослых в доме

1. оценить влияние домашнего насилия на взрослых, проживающих в этой семье для определения способности членов семьи обеспечить безопасность ребенка и удовлетворить его основные жизненные потребности;

2. установить степень непосредственной опасности для ребенка и пострадавшего взрослого;

3. установить степень, до которой предполагаемый правонарушитель контролирует жизнь пострадавшего взрослого;

4. собрать информацию, касающуюся чувств пострадавшего взрослого о предполагаемом плохом обращении с ребенком;

5. определить варианты безопасности для ребенка и пострадавшего взрослого;

6. определить способность и желание защищать ребенка (другие имеющиеся факторы: наркотики, алкоголь);

7. оценить степень поддержки семьи со стороны ближайшего окружения (родственники, друзья, соседи);

8. оценить предыдущие шаги, предпринятые для защиты себя и ребенка.

9. определить природу, степень и серьезность бытового насилия;
в. Сбор информации у предполагаемого правонарушителя

1. оценить поведенческий и эмоциональный статус правонарушителя и его способность воспитывать ребенка;

2. оценить понимание насилия и угрозы насилия и отношение к этому;

3. собрать информацию из доступных источников, например, о привлечении к уголовной ответственности;

4. определить природу, степень и серьезность бытового насилия.
^ Д. План безопасности

Для обеспечения безопасности пострадавшего взрослого и ребенка необходимо разработать план безопасности, который кроме немедленного разделения правонарушителя и его жертв должен включать следующее:.

a. список номеров телефонов и адресов лиц, которые готовы предоставить убежище в чрезвычайной ситуации;

б. система немедленного доступа к важным телефонным номерам;

в. обучение ребенка тому, как и когда воспользоваться телефоном для вызова помощи;

г. список убежищ, в которые можно пойти, если есть опасение в насилии;

д. наличие доступа к важным предметам (лекарства, деньги, банковская карточка, документы, и т.д.), которые необходимо, уходя из дома;

е. кодовое слово для ребенка или друзей, обозначающее потребность в помощи;

ж. наличие копий важных документов, ключей и личных вещей в безопасном месте вне дома.
^ Е. Документация

1) Рассказ о домашнем насилии и документирование могут значительно увеличить риск для пострадавшего взрослого и ребенка. Следующие аспекты могут помочь снизить этот риск, когда информацией необходимо поделиться:

a. Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обязаны не разглашать информацию, находящуюся в деле, касающуюся местонахождения пострадавшего взрослого и/или ребенка.

б. Любая информация, полученная от пострадавшего взрослого или ребенка, касающаяся их безопасности, не должна раскрываться предполагаемому правонарушителю.

в. Когда информацию необходимо раскрыть (напр., при вмешательстве суда), пострадавший взрослый всегда должен быть предупрежден об этом, чтобы он мог позаботиться о своей безопасности и безопасности ребенка.

г. Вся документация о бытовом насилии должна быть написана таким образом, чтобы правонарушитель признавался ответственным, а ребенок и пострадавший взрослый защищались.

д. Представители государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны передавать информацию, которая может навредить безопасности ребенка и пострадавшего взрослого, судье в частном порядке до начала заседания суда.

^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов.
VI. Требования к квалификации специалистов

1) специалисты должны иметь следующую квалификацию:

a. диплом высшего (среднего специального) учебного заведения в области социальной работы/социальной педагогики/психологии или смежной области и минимум шестимесячный опыт работы в организации;

б. если специалистов со специальным образованием нет, то могут назначаться специалисты без специального образования, имеющие минимум годовой опыт непосредственной работы в организации.

2) Независимо от профессионального образования или опыта работы, все назначенные специалисты должны:

a. знать порядок действия специалистов (процедуру) при проведении социального расследования;

б. пройти специальное обучение по использованию формы оценки безопасности, риска ребенка, положения дел семьи;

в. пройти обучение в области личной безопасности;

г. пройти специальное обучение работе в кризисных ситуациях.

10 СОЦИАЛЬНОЕ ^ РАССЛЕДОВАНИЕ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НАСИЛИЕ СОВЕРШЕНО ВНЕ СЕМЬИ (УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ДЕТСКИЙ ДОМ И Т.Д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: