I. Общие принципы

Сторонние расследования имеют место, когда в сообщении о предполагаемом жестоком обращении, неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка, упоминаются работники государственных организаций и учреждений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, замещающие родители.

Также сторонние расследования случаев насилия над детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей проводятся относительно таких специализированных воспитательных учреждений, как: места заключения, детские социальные приюты, детские дома, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома семейного типа, детские деревни, приемники-распределители для несовершеннолетних, круглосуточные и дневные лагеря, государственные и негосударственные школы, ДДУ.

Сторонние расследования проводятся специалистами независимой сторонней государственной организацией, чтобы снизить любой потенциальный конфликт интересов. Специалисты независимой сторонней государственной организации должны собрать достаточную информацию и данные для того, чтобы установить справедливость предъявленного обвинения. Сторонние расследования требуют высокой степени объективности и поэтому должны проводиться лицами, имеющими навыки и опыт проведения расследований в области защиты детей.
^ II. Ожидаемый результат

Определены уровень риска и безопасности ребенка.

Ребенок находится в безопасности в воспитательном учреждении.
III. Оценка полученных результатов

При оценке данного стандарта могут приниматься во внимание мероприятия информационной системы услуг для детей и семей, результаты работы государственных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, можно использовать следующее:

•количество сообщений о предполагаемом жестоком обращении, неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка, в которых фигурируют работники государственных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, приемные воспитатели или лица, выполняющие функции защиты детства;

•качество и актуальность информации, собранной во время расследования;

•точность и качество контроля и проверки специалиста и замещающих родителей, в отношении которого поступило сообщение;

•количество и процент подтвердившихся сообщений.
^ IV. Стандарты работы

1) После получения сообщения о предполагаемом жестоком обращении или неудовлетворении основных жизненных потребностей несовершеннолетнего, оно проверяется на основе имеющейся информации.

2) Если сообщение классифицировано как сообщение о предполагаемом жестоком обращении, неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка, государственная организация, принявшая сообщение, должна инициировать социальное расследование, в течение одного рабочего дня сообщив в:

а. Комиссию по делам несовершеннолетних при местном исполнительном комитете.

б. Управление здравоохранения местного (областного) исполнительного комитета, если сообщение касается учреждений здравоохранения.

в. Управление внутренних дел местного (областного) исполнительного комитета, если сообщение касается ИНД, приемников – распределителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

г. Отдел образования местного/областного исполнительного комитета, если сообщение касается учреждения образования.

3) КДН назначает ответственную государственную организацию за проведение социального расследования, привлекая другие государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

4) В случае подозрения на физическое/сексуальное насилие, государственная организация, ответственная за проведение социального расследования, должна инициировать проведение параллельного расследования правоохранительными органами в соответствии с их полномочиями.

5) Если принято решение запросить иную государственную организацию системы защиты детства принять на себя всякую ответственность за расследование, запрашивающая организация должна следовать рекомендуемым положениям.

6) Государственная организация должна делиться информацией по делу и обсуждать ее по обстановке, а также предоставить в течение 3 рабочих дней письменное уведомление согласно нормативным документам в комиссию по делам несовершеннолетних.
^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с привлечением к работе специалистов.
VI. Требования к квалификации специалистов

1) специалисты должны иметь следующую квалификацию:

a. диплом высшего (среднего специального) учебного заведения в области социальной работы/социальной педагогики/психологии или смежной области и минимум шестимесячный опыт работы в организации;

б. если специалистов со специальным образованием нет, то могут назначаться специалисты без специального образования, имеющие минимум годовой опыт непосредственной работы в организации.

2) Независимо от профессионального образования или опыта работы, все назначенные специалисты должны:

a. знать порядок действия специалистов (процедуру) при проведении социального расследования;

б. пройти специальное обучение по использованию формы оценки безопасности, риска ребенка, положения дел семьи;

в. пройти обучение в области личной безопасности;

г. пройти специальное обучение работе в кризисных ситуациях.

^ 11 МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
I. Общие принципы

Все государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, несут ответственность за защиту детей, рискующих подвергнутся жестокому обращению, неудовлетворению основных жизненных потребностей. Основной целью регионального взаимодействия для всех организаций, является обмен информацией и объединение усилий при реализации государственной политики, направленной на реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Данный аспект раскрывает механизмы межведомственного взаимодействия и социального партнерства по созданию и совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия и направлен на повышение результативности работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, признанными нуждающимися в государственной защите, и их семьями.
^ II. Ожидаемый результат

Межведомственное взаимодействие осуществляется своевременно и в сотрудничестве с государственными организациями, обеспечивающими защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, направлено на обеспечение безопасности и благополучия детей города/района.
^ III. Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта принимается во внимание результаты работы всех государственных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, количественными показателями могут служить:

• наличие в городе/районе службы, координирующей работу по проведению социального расследования на региональном уровне (КДН);

• своевременность передачи сообщения о случае жестокого обращения, неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка в комиссию по делам несовершеннолетних;

• количество проведенных социальных расследований на региональном уровне;

• количество запросов, направленных в другие государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в ходе социального расследования;

• процент завершения социальных расследований на региональном уровне в течение 30 дней;

• процент рассмотрения материалов на комиссии по делам несовершеннолетних, подготовленных путем межведомственного взаимодействия;

• анализ направленных сообщений о случаях жестокого обращения или/и неудовлетворении основных жизненных потребностей в другие государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

• анализ полученных ответов на запросы в другие государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

• достоверность информации, собранной во время социального расследования из разных источников во время работы с ребенком и семьей, обмен информацией на региональном уровне;

• обмен информацией о наличии поддерживающих/реабилитационных услуг ребенку и его семье в городе/районе.
^ IV. Стандарты работы

1.
Государственная организация, принявшая/получившая информацию о предполагаемом случае жестокого обращения или/и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка/детей, проводит оценку первичной информации и устанавливает время реагирования в зависимости от уровня опасности для ребенка.

2.
Государственная организация, принявшая/получившая информацию о предполагаемом случае жестокого обращения или/и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка/детей, информирует комиссию по делам несовершеннолетних и орган опеки и попечительства о результатах проведенной оценки безопасности (в случае ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребенка – незамедлительно, в иных случаях – в трехдневный срок).

3.
КДН назначает ответственную государственную организацию за проведение социального расследования, привлекая другие государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

4.
Государственная организация, получившая запрос на предоставление информации о ситуации в семье, в рамках своих полномочий передает сведения в сроки, предусмотренные в Законе Республики Беларусь об обращении граждан, организации, ответственной за поведение социального расследования;

5.
Запрос, сделанный по телефонному звонку должен быть подтвержден письменно (оформлен, задокументирован);

6.
Государственная организация, ответственная за проведение социального расследования, направляет в комиссию по делам несовершеннолетних документированные материалы по результатам социального расследования с обоснованным заключением и проектом плана по дальнейшей работе с ребенком и его семьей;

7.
Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает представленный материал, информирует о результатах организацию (лицо), предоставившую информацию о случае жестокого обращения или/и неудовлетворения основных жизненных потребностей, и направляет материалы социального расследования в ту организацию, которая будет в дальнейшем проводить реабилитационную работу с ребенком и его семьей в соответствии с действующим законодательством.

8.
В случае необходимости получения сведений из других регионов, запрос данных сведений, документов обеспечивает комиссия по делам несовершеннолетних. Запрос направляется в комиссию по делам несовершеннолетних соответствующего региона не позднее трехдневного срока с момента уведомления об этом организацией, ответственной за проведение социального расследования.

9.
Координирующая государственная служба (комиссия по делам несовершеннолетних) не может назначать более 2 ответственных организаций за проведение социального расследования по одному случаю.

^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с оплатой услуг связи (телефон/факс, Интернет), выездом группы (наличие транспорта, бензин), привлечением специалистов.
^ VI. Требования к квалификации специалистов

Независимо от профессионального образования или опыта работы, все назначенные специалисты должны знать порядок действия специалистов (процедуру) при проведении социального расследования.

^ 12 СЛУЖБА СРОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
I. Общие принципы

Государственные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, отвечают за выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально-опасном положении, нуждающихся в государственной защите, оказывают им всестороннюю помощь.

Выезд службы срочного реагирования вызван необходимостью прибыть на «место происшествия» группой специалистов, которая обеспечит квалифицированную оценку положения несовершеннолетнего, определит его безопасность и примет решение о дальнейшем месте нахождения ребенка.

Выезд группы осуществляется в случае сообщения о ситуации непосредственной угрозы получения ребенком серьезной травмы или вреда, или если из содержания сообщения невозможно определить степень непосредственной опасности жестокого обращения, неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка.
^ II. Ожидаемый результат

Служба срочного реагирования обеспечивает безопасность жизни и здоровью ребенка, в соответствии с планом безопасности.
III. Оценка полученных результатов

При оценке данного аспекта могут приниматься во внимание мероприятия информационной системы услуг для детей и семей, результаты работы государственных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, может использоваться следующее:

• Количество выездов, осуществленных не позднее одного часа с момента поступления сообщения;

• Процент сообщений, по которым инициирован выезд службы срочного реагирования;

• Количество и процент сообщений, когда жалоба не соответствовала действительности;

• Отчеты/протоколы о выездах ССР;

• Количество и процент случаев немедленного изъятия ребенка;

• Количество и процент случаев, когда ребенок был оставлен в семье

• Наличие планов обеспечения безопасности ребенка
^ IV. Стандарты работы

1. ССР предусматривает график дежурства специалистов, утвержденный начальником отдела образования (КНД, с/с). Согласно графику дежурят специалисты учреждений образования (УО), представители сельских советов.

2. Сопровождающий сотрудник ОВД (возможно, инспектор ИДН), направляется ответственным дежурным по отделу.

3. В случае необходимости на выезд привлекается медицинский работник, представитель сельского совета.

4. Сообщения поступают круглосуточно в государственную службу, определенную местным исполнительным комитетом как координирующая.

5. Специалист, получивший сообщение, фиксирует его в журнале, передает сообщение в ОВД и сообщает дежурным специалистам.

6. Служба срочного реагирования обеспечивается транспортом, который доставляет специалистов на «место происшествия» по решению исполкома.

7. Роль сотрудника ОВД – защита ребенка, членов семьи и специалистов, оформление документов, в соответствии с законодательством, оформление документов, в соответствии с законодательством;

- медицинский работник – оказание медицинской помощи детям и членам семьи;

- специалисты ССР оценивают степень риска для ребенка, составляют протокол, план безопасности ребенка.

8. Решение об изъятии ребенка или оставлении его законному представителю принимается коллегиально.

9. ССР информирует КДН и «сектор по охране детства» о выезде, предоставляя отчет/протокол выезда ССР не позднее 1 рабочего дня, следующего после выезда.

5. Координатора ССР определяет местный исполнительный комитет из числа государственных органов и организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
^ V. Материальные расходы

Расходы, связанные с обслуживанием транспорта и привлечением к работе специалистов.
VI. Требования к квалификации специалистов

1. Специалисты должны иметь необходимую квалификацию:

а. диплом высшего учебного заведения в области социальной работы /социальной педагогики/ психологии или смежной области и минимум шестимесячный опыт работы в государственной организации;

б. если специалистов со специальным образованием нет, то могут назначаться специалисты без специального образования, имеющие минимум годовой опыт непосредственной работы в организации.

2. Независимо от профессионального образования или опыта работы все назначенные специалисты должны:

a. знать порядок действия специалистов (процедуру) при проведении социального расследования;

б. пройти специальное обучение по использованию формы оценки безопасности, риска ребенка, положения дел семьи;

в. пройти обучение в области личной безопасности;

г. пройти специальное обучение работе в кризисных ситуациях.

13 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА/БАЗА ДАННЫХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: