Библиотечный калейдоскоп (в День библиотек)

Проводится по типу «Литературного калейдоскопа».

Библиотеки демонстрируют фрагменты интересных мероприятий, сценки из библиотечной жизни, театрализованные фрагменты. Быстрая смена лиц, событий, связанных с библиотекой, библиотекарями, читателями.

Составитель – Л. А. Вокуева,

ведущий библиограф МБУ «ЦБС»

***

Сочетание разнообразных форм мероприятий позволяет наполнять традиционные направления деятельности новым содержанием и таким образом поддерживать и развивать массовое обслуживание.

Библиокастинг

инновационных форм работы с молодёжью

Источник:www.shumbibl.narod.ru/4-1328.htm

Сегодня библиотечное обслуживание молодёжи характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приёмов, подходов, форм обслуживания. В этой связи представляется продуктивным проанализировать процесс обслуживания юношества с этих позиций.

Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания. Мы становимся свидетелями рождения новой – некнижной – цивилизации. И к этому процессу наиболее интенсивно приобщена именно молодёжь. Это объясняется её большей чуткостью к различного рода новшествам, а также более высоким уровнем технической грамотности. Таким образом, формируется новое поколение – телекомпьютерное, в отличие от взрослого – литературного.

Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое проявление в номенклатуре предлагаемых пользователю библиотечных услуг.

Наиболее ярко в деятельности юношеских библиотек представлены «услуги организации библиотечного общения», что подтверждает вывод о том, что библиотека в работе с юношеством выступает прежде всего как центр досуга и общения. Из клуба по интересам он всё больше становится местом, куда можно прийти пообщаться, причём не только на интеллектуальном уровне. Во многих библиотеках появились видеоклубы, видеосалоны, которые кардинально меняют библиотечную среду. Среди других услуг организации общения юных читателей распространены слайд-спектакли, вечера-портреты, литературные гостиные и т.д.

В последнее время во всё большем числе библиотек стали работать «телефоны доверия», «телефоны поддержки», и т.п. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность пользователей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотек помочь им в прохождении социализации.

Отдельно надо сказать об играх не делового, прагматического, а сугубо развлекательного и вместе с тем объединяющего характера, что придаёт им особенную нравственную ценность. Например, интеллектуальная игра для работающей молодёжи «Время вперёд!» или «Колесо истории».

Достаточно широко в библиотечном обслуживании юношества представлены «услуги информирования». Среди услуг «информирования о наличном фонде» преобладают тематические выставки различных форматов: «выставка-портрет», «выставка-натюрморт», «выставка вопрос». Или, например, выставка-коллаж: главное её назначение – привлечение внимания читателей. Мероприятие такого плана носит скорее рекламно-информационный характер. Обычно выбирается тема берётся широкого плана: например, «Я молодой».

В рамках оформленного коллажа группируются отдельные смысловые подтемы (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет чёткой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Выставка-диалог: диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить своё мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

На сегодняшний день в работе с молодёжью стал активно использоваться формат «циклов мероприятий». В ряде библиотек были организованы циклы мероприятий «Искусство быть здоровым», «Необыкновенное, интересное, спорное» и др.

Заметное место в работе с юношеством занимают учебно-консультационные услуги. Их можно разделить на библиотечные и небиблиотечные.

Библиотечные учебно-консультационные услуги предлагают практически все библиотеки: это библиотечные уроки, консультации («Как работать над рефератом», «Справочный аппарат библиотеки»), лектории («Что такое культура чтения?»), экскурсии по библиотеке и т. д. Некоторые библиотеки организуют кружки скорочтения, работают Школы библиотечно-библиографических знаний.

Формирование информационной культуры пользователей должно проводиться по определённой системе, так как только системный подход к организации работы может дать ощутимый эффект. Требуется проведение комплекса мероприятий по формированию информационной культуры юношества, включающего теоретические, практические и итоговые занятия.

В библиотеке можно создать Школу информационной культуры.

Её цель – дать юному пользователю представление об основных путях поиска информации, методах её обработки и оформления.

Особенности проведения занятий в Школе информационной культуры

1. Активные формы обучения. Занятия проводятся в виде практических заданий.

2. Деятельностный подход. В начале занятий каждый из ребят выбирает ту тему, которая так или иначе его интересует (например, для написания реферата) и в дальнейшем совершенствует поисковые навыки, отталкиваясь от своих информационных потребностей. В финале ребятам предложено оформить результаты своей работы в письменном виде. На итоговом занятии анализируются пути поиска информации, правильность оформления работы.

3. Работа в малых группах. Группа из 5-7 человек является оптимальной для обучения.

Набор в Школу информационной культуры ведётся в течение года. Содержание программы не меняется, а варьируется в зависимости от возраста (студенты, старшеклассники), т. е. различается способ подачи материала.

Важно не столько дать ребятам определённый объём знаний, сколько научить их самостоятельно приобретать новые знания, привить навыки работы с информацией.

План занятий Школы информационной культуры

– «Информационные ресурсы общества и информационная культура личности»,

– «Библиографическое описание как паспорт документа»,

– «Знакомство с мультимедийными справочными изданиями»,

– «Современные требования к оформлению результатов самостоятельной работы» и др.

Также в работе с молодёжью широко представлены кружки иностранных языков («Лингва»), всевозможных поделок (вязания, икебаны), а также театральный и др. Во многих случаях они вошли в жизнь библиотек. Такой симбиоз делает библиотеку более яркой и привлекательной.

Пензенская областная библиотека для детей и юношества открыла в своих стенах Школу чтения «Войди в мир книги». Курс занятий включает в себя уроки информационной культуры: историю создания книг и библиотек, знакомство с терминами книжного и библиотечного дела, обучение навыкам работы с каталогами.

Тамбовской областной детской библиотекой был реализован проект по компьютерной грамотности детей и подростков «Интернет-2013: безопасная загрузка». Мероприятия по проекту включали уроки, раздачу буклетов и памяток, проведение игр и турниров и т. п. Проект стал победителем конкурса «Библиотеки и музеи в современном обществе».

В центральной городской детской библиотеке им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), прошел литературный костюмированный бал, посвящённый творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Участниками стали старшеклассники – читатели библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи. Во время бала необходимо было не только показать своё умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка. Также гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определённый набор архаизмов, подбирали пропущенные слова для стихотворения «Бородино», пробовали свои силы в качестве поэтов в составлении буриме.

Новосибирская областная юношеская библиотека провела День игр «Перекрестки эпох».

На мероприятии работали 16 площадок с самыми разными играми.

• Разнообразные интеллектуальные игры – от «Что? Где? Когда?» до шарад и загадок).

• Ролевые игры живого действия – от средневековой реконструкции до РПГ с поиском сокровищ.

• Любимые видеоигры на платформах «Dendy», «Sega», «X-box 360» «Sony playstation».

• Популярные настольные игры «Колонизаторы», «Манчкин», «Имаджинариум», «Берсерк», «Вархаммер», «Magic: The Gathering» и другие.

• Турнир по компьютерной игре «Сталкер. Чистое небо».

• Словесная ролевая игра «Мафия».

• «Game-кроссинг». Обмен играми – от компьютерных дисков до скакалок и «тетрисов».

• Конкурс костюмов для любителей косплея и перевоплощений.

Отдел информации по краеведению и туризму Центральной городской библиотеки им. И. Калашникова г. Улан-Удэ провёл интеллектуальный десант «Диалоги о сокровенном».

Что такое «интеллектуальные десанты»? Группы творческих личностей, известных людей города — писателей, поэтов, художников, журналистов, историков-краеведов — выезжают по школам и дают познавательные уроки. У каждого «десантника» своя тема — о творчестве, профессии, поэзии и литературе, духовных и нравственных ценностях, смысле жизни. Как правило, такие «десанты» проходят в школах с большим успехом, ребята с удовольствием общаются с гостями, задают самые неожиданные вопросы.

В Библиотечном информационном центре «Чкаловский» Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга состоялось открытие «Школы деловых людей». Эта необычная школа открывается для подростков, планирующих добиться успеха в жизни. Их ждёт цикл занятий, состоящий из трёх блоков:

– «Умеем ли мы общаться?» (здесь ребятам помогут развить коммуникативные навыки и познакомят с основами конфликтологии);

– «Сила внутри нас» (тренинг уверенного поведения);

– «Сам себе режиссёр» (тренинг креативности).

«Уроки» в «Школе деловых людей» проводит профессиональный психолог.

В молодёжной гостиной «Кам’ин» проходит первый фримаркет. Люди приносят всё, что им не нужно: надоевшие книги, игрушки, вещи. Взамен можно совершенно бесплатно забрать любую понравившуюся вещь. «Подобные мероприятия проводятся в крупных городах России и в Европе, то есть эта идея уже давно кем-то принесена. И мы решили, а почему бы не сделать такое же мероприятие на базе нашей молодёжной гостиной, ведь у людей так много вещей, которые им не нужны и которыми можно поделиться», – говорит менеджер «Кам’ина» Татьяна Романцова. Ближе к вечеру, по словам организаторов, все желающие получают возможность бесплатно посмотреть выступление фокусника, поучаствовать в мастер-классе по созданию бумажных городов и др.

К 100-летию писателя Виктора Драгунского приурочили свой флэшмоб сотрудники Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина. В группе библиотеки в социальной сети «Вконтакте» они провели голосование за самые любимые рассказы писателя, собрали отзывы у детей и их родителей. Папы и мамы, бабушки и дедушки принесли в библиотеку свои фотографии 1960-х годов – времени написания «Денискиных рассказов». Получилась трогательная и неожиданная для детей выставка «Детство 1960-х». После подготовки состоялся и сам флэшмоб – в точно назначенное время во всех отделах библиотеки зазвучали рассказы Драгунского в исполнении актёров, педагогов, библиотекарей и читателей.

7 мая Калининградская ЦБСпровела акцию «Читаем ветеранам!». Экскурсионный трамвай с ветеранами и школьниками прошёл по маршруту через исторический центр города. От экскурсовода городского музея пассажиры узнали об исторических местах Калининграда и военных событиях. Школьники читали для ветеранов стихотворения. На площади Победы трамвай сделал остановку, и все участники акции исполнили песню военных лет «Катюша».

ЦБС Братска совместно с местной телерадиокомпанией провела серию трансляций «Город читает». Еженедельно в эфир выходили сюжеты, в которых горожане читали стихи русских поэтов. Всего было показано 45 оригинальных программ. В рамках проекта «Литературная фотосессия» библиотекари вместе с профессиональным фотографом создали серию работ, на которых выступили в различных литературных образах. Все партнёры работали с библиотекой на безвозмездной основе.

В центральной районной библиотеке им. Л. Н. Толстого (г. Новосибирск) прошла Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!». В ней приняли участие сотрудники ЦБС, представители управления культуры мэрии, специалисты ГПНТБ, студенты Областного колледжа культуры и искусств (будущие библиотекари). Игра проводилась по принципу телевизионной викторины «Умники и умницы», в 2 этапа. Первый – домашнее задание «Слово литературному герою». В его ходе молодые специалисты представляли произведения русских и зарубежных классиков: герои книг выступали в соответствующих костюмах в сопровождении видеоряда. Второй этап – «Вперёд, профессионалы!» – состоял из четырёх агонов, содержащих вопросы, связанные с библиографией, историей и методикой библиотечного дела.

Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина проводит у себя Библиотечные вечеринки (Book-parties) в этно- и ретростилях. В новом свете представляются ушедшие эпохи.

План подготовки встречи:

– генерация идеи;

– соединение с понятием «книга, чтение»;

– деление мероприятия на смысловые части, поиск партнёров и спонсоров;

– дополнение молодёжными играми;

– рассказ о событии в местах, где собирается молодёжь;

– приглашение фотографов и СМИ;

– проведение;

– публикация фотоотчёта и отзывов.

В Национальной библиотеке в Чебоксарах открылась детская комната «Интеллектуариум», в которой 10 малышей и их родители в течение 45 минут будут играть в интеллектуальные и развивающие игры.

Это социально ориентированный проект, получивший господдержку и направлен на развитие малышей и заботу об их эмоциональном здоровье.

«Интеллектуариум» прекрасно оформлен, оборудован современной детской мебелью, закуплены всевозможные развивающие экологически чистые игрушки, материалы для творчества и книги. Посещение детской комнаты – бесплатное. В течение 45 минут родители будут заниматься со своим малышом, используя все методические материалы, которые в ней размещены. Кроме того планируются занятия с участием талантливых педагогов, учёных, представителей различных творческих и технических профессий.

В рамках праздника «Смоленска без поэзии не мыслю» работники библиотеки организовали уличный флешмоб «Библиогусеница. “С почтением к чтению”». От памятников А. Т. Твардовскому, Василию Тёркину, А. С. Пушкину и других известных мест города люди, выстроившись в цепочку с плакатами и речёвками, проследовали до областной библиотеки. «Библиогусеница» растянулась на несколько метров, в ней приняли участие около 300 человек.

«Дозор» – популярная форма работы в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского. Например, дозор «Смоленск, что в имени твоём?» был посвящён 1150-летию упоминания города в летописи. Студенты, поделившись на 6 команд, соревновались в знании истории и культуры региона. Участники получили путевые листы: предстояло расшифровать аббревиатуры с названием библиотечных залов, найти по электронному каталогу зашифрованные издания, опознать по отрывкам из произведений ту или иную картину, разгадать кроссворд, пройти компьютерный тест «Узнай улицу города», ответить на вопросы викторин. В финале участники составили «Письмо потомкам», которое будет храниться в библиотеке.

На главной площади города Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского организовала книжный городок «Буки в руки». Любители интеллектуальных развлечений стали участниками викторин, посвящённых литературе и чтению, разгадывали ребусы, шарады, анаграммы, собирали литературные пазлы. С помощью библиотекарей можно было создать обложки для книг в технике квиллинга (бумагокручение – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) и айрис фолдинга (заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали), а также закладки. Были проведены подвижные игры и конкурсы. В исполнении смоленских поэтов звучали стихи, выступали коллективы областного центра. Был организован выездной читальный зал. В работе приняли участие театр уличного искусства, студия изобразительного искусства, мастерская настроения. Для всех желающих были проведены экскурсии «Литературный Смоленск»

«Книжный экспресс» – совместный проект железнодорожников и библиотекарей Новокузнецка, читальный зал для пассажиров на втором этаже железнодорожного вокзала. Библиотекари предлагают книги, периодические издания, справочно-правовые системы, городской информационный справочник, онлайн-афиши культурно-развлекательных учреждений города; услуги Wi-Fi, настольные и развивающие игры для детей и взрослых. В читальном зале можно почитать, книгу можно взять и с собой в дорогу. Рядом с читальным залом работает игровая комната для детей.

В Мордовской республиканской юношеской библиотеке прошло творческое занятие по фелтингу – валянию из шерсти. Молодое поколение ознакомилось с древним искусством, которое продемонстрировала преподаватель художественной школы. Позже читатели юношеской библиотеки сами попробовали себя в творчестве. Участники «культурной мастерской» самостоятельно сделали декоративные валенки, цветочки и бусины для украшений.

В Обществе борьбы со скукой, которое работаетв областной юношеской библиотеке г. Вологды, первое заседание было посвящено вежливости. Раскрыть эту тему участникам помог рассказ Антона Чехова «Смерть Чиновника». Бороться со скукой литературным способом собрались 15 человек. В дружеской обстановке за чашкой чая подростки и взрослые перечитывали чеховский рассказ, чтобы уловить все детали и вникнуть в глубинный смысл этого двухстраничного произведения. В конце беседы участники пришли к выводу, что Чехова беспокоит, как за своим общественным положением люди забыли о главном — о том, что они люди. И эта проблема не теряет актуальности со временем. Следующее заседание Общества борьбы со скукой было посвящено произведению Александра Куприна «Гранатовый браслет».

Добровольческий центр открыт в Самарской областной юношеской библиотеке.

Проектные направления работы Центра

– «ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ!»

В социальных приютах, детских домах, школах-интернатах дни чаще всего похожи один на другой, мелькают одни и те же лица, а твоя улыбка может превратить этот день в целый праздник.

– «В ИГРЕ!»

Создание и продвижение среди молодёжи настольных, интеллектуальных и других видов игр.

– «КНИГОВОРОТ»

Какие книги можно считать «освобождёнными»? Что такое буккроссинг? Может ли книга самостоятельно «путешествовать»?

– «СОБЫТИЯ КУЛЬТУРЫ САМАРЫ ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ»

Тебе нравится писать заметки, статьи? Ты начинающий журналист? А может, тебе интересны культурные события Самары и области? Тогда встречаемся в библиотеке!

– «ВОЛОНТЁР НА ВСЕ РУКИ»

Оказание помощи организациям Самарской области по проекту «Доброньюс» /http://www.dobronews.info/.

– МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО совместно с молодёжной организацией «Aiesec в Самаре»

В рамках проекта можно пообщаться с иностранными волонтёрами и узнать, каким образом можно стать волонтёром по международному обмену. В проекте предусмотрена обучающая программа добровольцев, по окончании которой активным участникам вручаются «Сертификаты волонтёра» и «Личные книжки волонтёра». Участие в проекте – бесплатное. Возрастные ограничения: 16+

В 2014 году Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека приступила к реализации проекта «Зона действия – коворкинг “Читаем с папой”!», поддержанного грантом Главы Чувашской Республики.

Коворкинг в переводе с английского означает «работающие вместе». Цель проекта – в Год культуры создать в республике новый устойчивый бренд «Читаем с папой!», активизировать участие отцов в процессе воспитания детей, повысить статус отца-воспитателя, привлечь отцов и детей к совместному чтению, посещению библиотеки, организовать совместный досуг. В рамках проекта в библиотеке создаётся коворкинг-зона для совместного чтения, занятий пап и детей, для проведения семейных мероприятий, игр, конкурсов, т. е. для приятного и полезного досуга отцов и детей. Пространство оснащается специальным оборудованием, книгами, настольными играми, современным телевизором, мультимедийным проектором с демонстрационным экраном. Здесь будут проводиться интересные лекции, тренинги и семинары для родителей; различные занятия, игры и праздники для детей. Коворкинг «Читаем с папой!» должен стать привлекательным местом для семейного отдыха, интеллектуального и творческого развития всех членов семьи.

Печа-куча – новый формат мероприятий, который был придуман в 2003 году в Токио австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав собственное архитектурное бюро «Klein Dytham Architecture», Марк и Астрид по долгу службы постоянно присутствовали на презентациях коллег или молодых дизайнеров, мечтающих присоединиться к KDA. Чаще всего это было утомительно, поэтому Марк и Астрид в конце концов придумали для выступающих жёсткое правило: 20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему даётся 20 секунд. Слайды сменяются автоматически, и никакой возможности вернуться к предыдущему у спикера нет. Формат печи-кучи стал популярен во всем мире. В России к проведению подобных мероприятий подключились около 300 городов. Проведение печи-кучи в Вологодской областной юношеской библиотеке естественным образом определило тему – «Литература и всё, что её окружает».

В Москве состоялся полуфинал чемпионата по чтению вслух «Открой рот». Это немножко странные, весьма весёлые и, конечно, очень интеллигентные соревнования. Почитать вслух в столичной библиотеке им. 1 Мая собралось около пятидесяти человек. Необычное развлечение, придуманное владельцем книжной лавки «Собачье сердце» Михаилом Фаустовым, стремительно набирает популярность. «Открой рот» уже прошли в более чем десяти городах России.

В Волгоградской ОУНБ им. М. Горького в честь Всемирного дня поэзии прошёл Молодёжный поэтический «библиотешник». Назвать вечер поэзии «библиотешником» предложил Александр Кафтанов (известный в Волгограде поэт) по аналогии с «квартирниками» – популярными ныне тусовками творческой молодёжи у кого-нибудь на дому. Название понравилось, и «библиотешник» состоялся. В прошлом году мир праздновал более полусотни отечественных и зарубежных поэтических юбилеев. Вспоминали стихи двадцати наших великих соотечественников и в волгоградской библиотеке вместе с молодыми поэтами города. Во втором действии вечера юные дарования исполняли произведения собственного сочинения. Портреты и натюрморты юных художниц добавили «библиотешнику» реальных красок и вызвали краткую, но экспрессивную дискуссию. Библиотека, в целях пропаганды качественной периодики, оформила выставку «Капля мировой души», в экспозиции которой были представлены страницы некогда очень популярных толстых журналов.

В Волгоградской области стартовал проект «Чтение в портретах». Известным волгоградским политикам, руководителям, учёным, журналистам, бизнесменам, спортсменам, творческим людям библиотека им. М. Горького предлагает прислать свою фотографию с книгой или сфотографироваться в библиотеке, а также ответить на несложные вопросы анкеты.

Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина реализует проект «Сеть мобильных информационных центров “Библионавигатор” в Воронежской области». Целью проекта является информационная поддержка исследовательской деятельности молодых учёных. Подобные центры организуются на базе центральных районных библиотек.

«ЧиТаймПрестиж» – новый проект Челябинской областной универсальной научной библиотеки. В рамках проекта в стенах библиотеки организуются встречи с VIP-персонами, лидерами местного сообщества. Цель – показать роль книги, чтения, библиотеки в жизни успешного человека.

Буктрейлер – это ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Выполняя свою основную задачу – представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение – в мировом культурном сообществе буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

В Центральной детской библиотеке им. А.П. Гайдара в г. Клин, была проведена акция «Подвешенная книга». Идея акции родилась в след одноимённой акции издательства «Розовый жираф», суть которой состоит в том, что покупатель книжного магазина может оплатить любую книгу, которую потом доставят в детские дома, онкологические центры и др. учреждения. Такая замечательная идея не могла не найти отклика в библиотечном деле. От темы благотворительности библиотека отошла, зато приблизилась к теме популяризации чтения.

Условия акции

Любой читатель, верой и правдой доказавший право носить это гордое звание, может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!). Акция продлилась 3 месяца, по её результатам составлены именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создан рейтинг самых-самых-самых книг библиотеки! Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помочь в создании рекомендательных списков чтения. Наряду с этим подобные мероприятия позволяют вести дневник чтения своих пользователей.

Ход реализации проекта

В начале акции подвесить книгу может любой читателей, позднее же отбираются только книги наиболее активных читателей. К тому произведению, которое участвует в акции, читатель пишет небольшую аннотацию с оценкой произведения или мнением о нём.
Далее книга выставляется в специально отведенном месте, оформленном в стилистике акции. Время экспонирования каждой книги не превышает одной недели. В ходе проведения акции библиотекари составляют список книг с читательской выставки. При этом каждая книга снабжается стикером-отметкой «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также составляется очередь из желающих её прочитать. Для уведомления о появлении книги в библиотеки используется система sms-оповещений и рассылки по электронной почте.

Предполагаемые результаты

1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.

2. Создание читательских рейтингов лучших книг.

3. Создание рейтингов лучших читателей.

4. Проведение творческого конкурса по темам наиболее популярных книг.

В целях продвижения чтения в Центральной детской библиотеке ЦБС г. Иркутска стартовал проект серии книжных выставок под названием «Когда мне было пятнадцать». В небольших рассказах от собственного лица сотрудники библиотеки повествуют о том, как каждый из них полюбил чтение, какие книги ему нравились в подростковом возрасте, делятся эмоциями и впечатлениями, дают советы тем, кто хочет найти в бескрайнем книжном мире именно то, что будет ему наиболее интересно.

ГБУК г. Москвы «Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова», знаменитая нетрадиционным подходом к работе с читателями, провела литературный Хэллоуин.

Сотрудники библиотеки «Бестселлер» МУК МБС в г. Северодвинске Архангельской области организовали литературно-поэтический слэм, в котором приняли участие не только поэты, но и прозаики.

Слэм (англ. slem — «хлопать») — это поэтическое соревнование, проходящее в несколько туров, в которых поэты в алфавитном порядке выходят на сцену и читают свои стихи, получая за это определённую сумму баллов от непрофессионального жюри.

Участники должны были подготовить к прочтению в двух турах и финале произведения собственного сочинения. Правила проведения первого тура предусматривали костюмы и реквизит. Также авторы получали возможность использовать в своём выступлении жанры мелодекламации и видеопоэзии (анимация, фрагменты рекламных роликов, слайд-шоу из фотографий, коллажи из журнальных публикаций, мультипликация). Правила второго тура – более строгие, авторам разрешалось использовать лишь мимику, жесты, пантомимику и звукоподражание. Слэм проводился по трём номинациям: «Поэзия», «Проза», «Песни». Цель проведения слэма – повышение популярности и укрепление авторитет поэзии в городе.

Накануне праздника 9 Мая в ЦРБ им. 1 Мая МУК «Централизованная библиотечная система» Сормовского района г. Нижнего Новгорода работал музыкальный киоск «Эти песни пели на войне». В течение всего дня звучали песни военной тематики, песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В центральной городской библиотеке МУК «ЦБС Озёрского городского округа» Челябинской области стартовала интерактивная выставка-акция «Живая летопись войны». Выставка рассказывает о тех книгах, которые наиболее тронули сердца читателей, запомнились им и вызвали желание порекомендовать другому человеку. На выставке представлено больше пятидесяти книг. Ребята выбирают книги для чтения, а потом на стилизованных под книгу бумажных свитках указывают названия полюбившихся произведений. Свиток с названием лучшей, по их мнению, книги о войне прикрепляют на специальный планшет.

Инициатором и организатором грандиозного книжного шоу, молодёжного читательского марафона «Ощути радость чтения!» в Омске, стал Молодёжный совет Централизованной системы муниципальных библиотек с привлечением большого количества партнёров. В каждом административном округе города лидеры Молодёжного совета провели пять презентаций «Книжный Гольфстрим». В 12 муниципальных библиотеках были проведены виртуальные экскурсии «Томик из Интернета», в ходе которых пользователи познакомились с самыми популярными сайтами электронных библиотек. Во время марафона участники номинировали свои любимые книги на звание «Book-симпатия». Зоны голосования были организованы в 46 библиотеках и четырёх книжных магазинах сети «Книгомир». Финальным мероприятием марафона «Ощути радость чтения!» стала молодёжная дискотека «Book-night» («Ночь книги»). Были объявлены имена лидеров в чтении, авторов лучших слоганов и фотографий на тему «Радость чтения».

У кого – Неделя детской и юношеской книги, а в «Центральной городской детской библиотеке имени С. Т. Аксакова» г. Трёхгорный Челябинской области – Неделя литературного кайтсёрфинга.

На этот раз челябинские библиотекари удивили, думается, многих, а у кого-то вызвали и явное недоумение. Они и сами сначала сомневались: кайтсёрфинг – слово, детям, возможно, непонятное, к тому же – это вид спорта, к тому же – летний. А потом сомнения были отброшены: дети – люди продвинутые (их новыми словами не испугаешь, но можно заинтриговать и тем самым привлечь), у летнего вида спорта оказались явные точки соприкосновения с нашей каникулярной программой. На том и порешили. В фойе библиотеки поместили большую красочную рекламу в форме розы ветров. Полуобъёмная роза ветров была представлена в виде некоего одушевленного предмета, катающегося на доске по волнам.

В итоге получилось пять волн: «Игровая волна», «Детективная волна», «Встречная волна», «Театральная волна» и «Интерактивная волна».
На доске указали слоган Недели: «Поймай свою волну! Будь на волне! Будь с нами!». К верхним лучам – прикрепили воздушный змей-кайт с названием Недели, на лучах разместили расписание каникулярных мероприятий. Каждый луч с названием одного из мероприятий, как стрелка, указывал на соответствующую тематике волну. На листе формата А1 рядом с розой ветров, крупным шрифтом и с иллюстрациями, объяснили идею:

«С 24 марта по 30 марта в нашей библиотеке – Неделя литературного Кайтсёрфинга.

Кайтсёрфинг – это летний вид спорта («кайт» – воздушный змей, «сёрфинг» – катание на волнах). (Рядом – стрелка, указывающая на фотографию с соответствующим изображением). Но! Если кайтсёрфинг литературный, то он может проходить в любое время года и при любой погоде!

Кайтсёрфинг литературный – это:

Непредсказуемость направления!

Гонки на скорость!

Головокружительные победы!

Новые впечатления и открытия!

Отличная волна настроения!

Весенний ветер диктует направление. (Рядом – стрелка, указывающая на фотографию с изображением нашей библиотеки)».

В чём достоинство подобной формы организации каникулярной программы? В том, что эта форма позволяет объединить в единую композицию разнотематические, разноплановые, разноформатные мероприятия.

Так, например, в каникулярной программе присутствовали:

– «Книжно-игровая КАЙТавасия»,

– библиотечное расследование «Подозревается гражданка в лаптях…»,

– кукольный спектакль «Емелино счастье»,

– праздник книги «Читайте вместе и будьте счастливы!»,

– встречи с издательством Марины Волковой и поэтами Янисом Грантсом и Ниной Пикулевой,

– интерактивное поэтическое шоу «Сцена. Ты. Аплодисменты!»,

– эффектный спектакль в стиле агитбригады «Тараканище» по стихотворению К. Чуковского в исполнении детского театра «Открытая книга»…

Сейчас, когда каникулярная программа позади, специалисты библиотеки могут утверждать: у детей формат недели недоумения не вызвал, а вот яркая необычная реклама привлекала внимание гостей, заставляла остановиться и рассмотреть, а значит – внимательно ознакомиться с предлагаемыми мероприятиями. В результате все мероприятия состоялись при большой и очень большой посещаемости и прошли на «ура».

Book Slam – своеобразное книжное соревнование, которое на сегодняшний день очень популярно у читателей. Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс (Dr. Stephanie Jentgens), занимающейся исследованием детской и юношеской книги. Название точно отражает соревновательный дух мероприятия: «slam» в переводе с английского – «выталкивание, вытеснение», а в нашем контексте «Book Slam» – соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты, за временем следят двое организаторов, вооруженных секундомерами. После каждой презентации жури и/или публика оценивает книгу с различных аспектов (как в фигурном катании) по десятибалльной шкале. При подведении итогов подсчитываются общие баллы и вручаются призы. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде, и публике предоставляется возможность познакомиться с ними поближе. Успех Book Slam’а прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».

Сторителлинг – это способ передачи информации через рассказывание историй. Человечество занималось этим во все времена: сказки, мифы, легенды... Почему же сейчас к сторителлингу такое внимание? В библиотеках за рубежом рассказывание историй – популярное событие. Существуют профессиональные сторителлеры. И значит, этому можно учиться! Для библиотек, решивших увлечься сторителлингом, есть огромный плюс – для проведения подобных мероприятий не требуется дополнительное оборудование. Хотя, если оно имеется, рассказывание историй может сопровождаться музыкой, демонстрированием фотослайдов, видеофрагментов и другими эффектами (цифровой сторителлинг).

***

Современные формы публичной работы представлены на сайте Давлекановской межпоселенческой центральной библиотеки:

http://davlekanovo-cbs.my1.ru/index/sovremennye_formy_publichnoj_raboty/0-20

Вот только некоторые из представленных форм.

Открытая кафедра – новая форма воспитательной работы, целью которой является развитие социальной и гражданской ориентации. Участники могут выбирать для себя любую роль: президента, депутата, директора любой организации, учреждения, предприятия.

Открытый микрофон – форма, при которой группа людей выступает перед коллективом на актуальные для присутствующих темы. Темы могут относиться к организации жизни группы, социальным преобразованиям, взаимоотношениям в этом коллективе. Микрофон «открыт» для всех желающих.

Гостиная – форма занятий, которая содействует объединению людей для свободного общения по интересам и творческого самовыражения. Они бывают поэтическими, музыкальными, краеведческими, литературными и т.д.

День гения – комплекс ярких, содержательных мероприятий, посвящённых неисчерпаемым возможностям человека. Читателей знакомят с жизнью и деятельностью гениальных людей (как знаменитых, так и малоизвестных), представляющих разные времена и народы.

Дебаты – мероприятие, содействующее развитию критического мышления и аналитических навыков. Проходит в форме спора по определённым правилам. Участники ставят перед собой задачу убедить судей в том, что их позиция самая правильная.

Пресс-марафон – нетрадиционная форма работы с периодикой, во время которой участники поочерёдно называют в порядке алфавита известные им газеты и журналы. Каждый раз, когда называется следующая буква, тот, за кем остается последнее слово, получает жетон.

Пресс-мозаика – в ходе мероприятия три участника состязания получают конверты с буквами, из которых нужно составить название газет и журналов.

Пресс-весы – вариант мероприятия по работе с периодическими изданиями, в ходе которого участники оценивают периодические издания. Участвуют две команды, которые получают издания для отзыва. Одна команда получает задание найти положительные стороны журнала или газеты, другая – недостатки. Побеждает та команда, чьи доводы были весомей.

Пресс-рулетка – мероприятие игровой формы по работе с периодикой. Игровое поле имеет 4 цвета. Чем темнее цвет, тем сложнее вопросы.

Например:

· Первое поле – Рубрики журналов

· Второе поле – Год издания

· Третье поле – Тираж издания

· Четвёртое поле – Местная периодика.

Ролевая игра «Суд над…» – вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями в общественной жизни, человеческими пороками и недостатками, аморальными поступками.

Театр-экспромт – форма, которая используется как самостоятельная и как элемент праздника или какого-либо другого комплексного мероприятия. На глазах у зрителей разворачивается спектакль необычного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто до представления не знает, какую роль будет играть. Инициативная группа разрабатывает сюжет театрального представления, готовит карточки с обозначением ролей. Карточки распределяются по жребию. Заранее готовится текст ведущего «за кадром». Актёры слушают текст за кулисами и выходят на сцену исполнять свои роли. Могут разыгрываться сказки, легенды, детективные, фантастические, юмористические, бытовые истории.

Уроки выдающихся личностей – воспитательное мероприятие по материалам художественного, научного, исторического наследия. Внимание читателей обращается на биографии великих людей – писателей, художников, философов, героев войны и труда.

Философский стол – одна из наиболее сложных форм публичной работы по мировоззренческой тематике. Требует философского осмысления проблем («Что Вы думаете о смысле жизни?», «Зачем человеку совесть?» и т.д.). Заранее определяется вопрос, на который участники ищут ответ в философской литературе. Важно чтобы обсуждение не превратилось в чтение подготовленных докладов. Библиотекарь должен своевременно анализировать мнения участников, поддерживать их смелые мысли, подталкивать тех, кто хочет высказываться, но не решается. На мероприятие можно пригласить гостей (чаще всего это писатели). Может получиться, что участники так и не придут к единому и окончательному решению, но главной целью мероприятия остаётся стимуляция читателей к анализу и рассуждениям, стремлению искать ответы на вопросы о смысле жизни.

Ярмарка солидарности – форма воспитательной работы, которая организуется с целью продажи «товаров», сделанных читателями. Вырученные средства поступают в определённый фонд, который нуждается в помощи. Для организации ярмарки создаётся специальная комиссия, которая принимает и оценивает «товары», информирует об условиях её проведения. По окончании ярмарки выступают её организаторы, отмечают самых активных участников, сообщают о сумме вырученных средств. Ценность данного мероприятия заключается в том, что оно носит ярко выраженную гуманистическую направленность.

Составитель – Т.И. Питиримова,

заведующая методико-библиографическим отделом

Давлекановской межпоселенческой центральной библиотеки

***

Сотрудники Курганской областной юношеской библиотеки уверены в том, что привлечение волонтёров способствует эффективности социальных библиотечных проектов. Пожалуй, практически ни одно мероприятие в библиотеке не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом – надежные партнёры, помощники-волонтёры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: