Клюев, Суслова, ястребова
БМ - технология управления, ориентированная на максим, удовлетворение нужд и потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы библиотек в условиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изменениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги.
. Маркетинговые исследования – систематический сбор упорядочение и анализ данных о состоянии БИ рынка, о потребностях физических и юридических лиц в БИ продукции и услугах, о спросе на них.
Библиотечный маркетинг заключается в том, что деятельность библиотеки полностью подчиняется потребностям и интересам читателей. БМ развивается по двум направлениям:
1)Коммерческий библиотечный маркетинг, когда библиотека выступает на информационном рынке, на котором продаются информационные продукты и услуги; Коммерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств. Ком. Деят-сть библиотеки: предоставление платных услуг, продажа продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки
|
|
2)Некоммерческий маркетинг, который выражается в том, что используются элементы коммерческого маркетинга для формирования положительного имиджа библиотеки. В общедоступных библиотеках, осущ-х бесплатное библиотечное обслуживание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг
Библиотечный маркетинг развивается преимущественно как некоммерческий и проявляется в следующих направлениях:
1)изучение потребностей населения и ориентация всей деятельности библиотеки на удовлетворение этих потребностей;
2)освоение инновационных форм и методов работы;
3)обеспечение высокого имиджа и репутации данной организации.
В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотечный и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг — всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворение, область информационного бизнеса.
Основными целями библиотечного маркетинга являются:
-максимальное удовлетворения нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;
-развитие перспективного спроса на библиотечные услуги,
-вовлечения в библиотечное обслуживания новых пользователей
Принципы некоммерческого маркетинга – отсутствие стремлений к финансовой выгоде, изучение потребностей и их удовлетворение, недопустимость перевода основных бесплатных услуг в платные, обратная связь с пользователем. Функции (направления) библ. Маркетинга – аналитическая (анализ внешней и внутренней среды б-ки), управленческая.