Упражнение «Трапеция»

На дереве (лучше если это будет сосна) на высоте 10-13 м за­креплена площадка 30x30 см (допускаются толстый сук или срублен­ная поверхность ствола). На стволе крепится веревочная лестница или прибиваются бруски для подъема. Между соседними деревьями натягивается основная веревка. К ней крепится страховка и трапе­ция, которая подвешивается перед площадкой на расстоянии 1,5-2 м. Страховка автоматически задерживает падение на высоте 2 м.

Упражнение выполняется индивидуально по желанию. Страху­ющий (инструктор) держит в руках страховочную веревку. Член груп­пы, одетый в страховую систему, забирается на сосну. Затем ему надо сделать прыжок на трапецию, висящую впереди, и, опустив руки, упасть. Задача инструктора — удержать страховку, задача команды — морально поддержать прыгающего.


Упражнение «Высокий траст-фол» (от англ. trust fall — «паде^
ние на доверие») ■

На дереве на высоте 10-13 м закрепляется платформа такого^ размера, чтобы один человек мог стоять на ней. Участник тренинга] поднимается по дереву на платформу, подъем сложный, дерево мо-жет раскачиваться, встает спиной к краю и падает спиной назад, раз­ведя руки в стороны. Степень свободного падения варьирует (при минимальной — падающий повисает на страхующей системе почти сразу, при максимальной — в полутора метрах от земли)..Задача — преодолеть собственный страх, довериться страхующему.

Упражнение выполняется индивидуально по желанию. Страхую­щий (инструктор) держит в руках страховочную веревку. Задача инст­руктора удержать страховку, задача команды — морально поддержать, прыгающего.

Есть несколько характерных групподинамических особенностей, от­личающих «высокие» упражнения. Во-первых, такие упражнения требу­ют атмосферы поддержки и создания ощущения значимости каждого участника. Участники проходят «высокие» упражнения по одному (иног­да — парами), т.е. один участник делает упражнение, а остальные нахо­дятся на земле и ждут своей очереди. И, поскольку тренер (инструктор) в этот момент полностью занят обеспечением безопасности и поддержкой активного участника, команде важно сохранить повышенное внимание к процессу.

Во-вторых, в отличие от «низких» упражнений, где необходимо ус­пешное выполнение задачи всеми членами команды, для участия в «вы­соких» упражнениях каждый участник делает свой выбор индивидуаль­но. Иными словами, тренер просит каждого принять решение. Существу­ет ряд приемов, как стимулировать принятие решения участвовать (например, сначала надеть страховочные системы, а потом спросить о го­товности выполнить упражнение). Однако конечный выбор всегда оста­ется за самим человеком.

В «высоких» упражнениях важно предоставить человеку возмож­ность самостоятельно принять решение и сделать выбор, причем сделать его максимально осознанно. В этом смысле отказ — тоже решение (для некоторых сделать собственный выбор, а не поступить как все, может быть значительным событием, и это в любом случае заслуживает уважения). Согласившийся человек будет намного выше ценить достижение, если будет понимать, что сам сознательно пошел на это.

Готовы ли члены группы в полном составе пройти через подобное испытание? Не всегда. Причем опытный тренер всегда различит тревож­ные симптомы, и, если это возможно, будет работать с командой «на зем­ле». Именно поэтому, в отличие от «низких» упражнений, которые как


fiiii составляют сердцевину веревочного курса, «высокие» упражнения Присутствуют далеко не в каждой тренинговой программе.

Для того чтобы опыт команды в целом был максимально позити­вен, создаются условия, способствующие участию каждого. Это тоже часть командного опыта, причем часть немаловажная. По сути, это может стать открытием всего тренинга: «В команде я оказался спо­собен сделать то, что никогда бы не сделал, если бы был один».

Снова встанем на позицию участника. Представьте, что вы целый день проходите различные командные испытания. В ходе разминоч-ных процедур и разнообразных активностей отдельные люди хоть и играли пассивную роль, но в целом у команды все относительно нор­мально получалось. Потом был цикл «низких» упражнений. Вы раз за разом преодолевали различные препятствия, причем подспудно фор­мировалась ценность, что упражнение выполнено только тогда, когда с ним справились все. Если раньше в процессе тренинга команда с чем-либо не справилась из-за вас и в связи с этим вы были сильно огорчены, несмотря на то что коллеги вас всячески ободряли, не об­виняли и поддерживали, теперь вам предоставляется возможность «реабилитироваться». Даже если до сих пор вы благополучно справ­лялись со всеми испытаниями, не мешало бы в конце такого дня сде­лать что-то еще более значительное. Ведь все будут на вас смотреть, собственно, все будут смотреть на всех. И все будут знать, если вы откажетесь (хотя, конечно, никто вас ни в чем не обвинит). И вообще, вам предлагается приключение, необычный, яркий опыт.

Механика этих явлений проста: тут и конформизм, и круговая по­рука, и взаимная поддержка, и возможность проявить себя (смелым, рискующим, свободным). Естественно, что вы принимаете вызов, де­лаете свой выбор: «Прыгать!» — и одним из первых выходите вперед, чтобы облачиться в страховочную систему.

А дальше происходит то самое приключение, заставляющее вас на некоторое время забыть про все повседневные дела и сосредото­читься исключительно на настоящем моменте. Ведущий проверяет страховку и дает четкие инструкции. По ходу выясняется новый под­вох. Упражнение нужно делать на высоте около 15 м, но до этой высо­ты нужно добраться, причем посредством самостоятельных усилий (забраться по лестницам или по специально подготовленным сучьям на высоких деревьях). Естественно, что вас страхуют все время подъе­ма. И иногда залезть наверх для вас даже хуже, чем сделать само упражнение. Ведь если это для вас в первый раз, то главное - залезть довольно бодро и непринужденно (а вы еще не уверены, что это вооб­ще возможно) и желательно не очень смешно выглядеть снизу (все ведь смотрят). А потом вы стоите наверху на маленькой площадке и смотрите вниз и слышите, что вам нужно сделать. Теперь-то вы, ко­нечно, понимаете, что это просто неосуществимо, но тренер ведет себя серьезно, проверяет систему, спрашивает вас о готовности, пода-


Группа может пойти очевидным путем, воспроизведя стереотипные дей­ствия из прошлого опыта. Казалось бы, например, что упражнение «рас­тяжка» (см. приложение 7), требующее пройти по растянутым в метре от земли тросам с опорой только друг на друга, должно выполняться в парах, сходных по весу и росту. Фактически это не является ни необходимым, ни достаточным — в данном упражнении (при страховке группы) хрупкая девушка может поддержать грузного мужчину. Однако это неочевидно, а значит, требует некоего нового взгляда на ситуацию. Обычно команда имеет много возможностей для такого взгляда: кто-то сразу бросается реализовывать привычный способ действий, а кто-то предпочитает оста­новиться и подумать. Причем привести команду к успеху могут различ­ные стратегии. Обсуждение же позволяет понять, в какой момент и бла­годаря чему команда смогла отказаться от стереотипного поведения.

Интереснейшим моментом при работе с правилами является иссле­дование возможностей их интерпретации. Некоторые правила допуска­ют различные трактовки, — обычно команда (стихийно или сознательно) начинает придерживаться той или иной из них. Таким образом, команда регулирует степень сложности упражнения, степень своей ответственно­сти, терпимость к отклонениям и нарушениям. Приведем несколько при­меров.

Ряд упражнений выполняется членами группы поочередно. Груп­па считается выполнившей упражнение, если с ним справился каж­дый участник, однако это не исключает нескольких попыток для одно­го и того же участника или повторного выполнения упражнения (те, у кого упражнение получилось, проходят его повторно в парах с теми, у кого оно не получается, т.е. «опытные» проводят «неопытных»).

В ряде упражнений могут вводиться специальные ограничения, например: «Касаться растяжек могут только участники, выполняю­щие упражнение». Кто при этом считается «выполняющим упражне­ние»? В сильной формулировке — те двое, кто сейчас стоят на рас­тяжках. В более слабой формулировке — вся команда, так как якобы вся группа в этот момент выполняет упражнение. Очевидно, что при последней трактовке усложняющее ограничение теряет смысл.

На протяжении тренингового дня практически в любой команде так или иначе проявляются различные варианты нарушений (например, в отношении дополнительных ограничений). Дополнительными ограниче­ниями могут быть запрет разговоров (выполнение упражнений в молча­нии), ограничения по времени, ограничения количества попыток. Все они связаны с усложнением условий. Важно, как команда начинает реагиро­вать на нарушения условий и правил. В самом простом случае нарушение может быть очевидно для всей команды. Нарушение может увидеть тре-


мер, обратить на него внимание и возвратить группу к исходной точке, тренер может увидеть нарушение, но не сообщить об этом группе (если нарушение не связано с безопасностью, тренер может исследовать реак­цию команды и дать ей проявиться). Нарушение могут увидеть только несколько человек и сообщить (или не сообщить) об этом группе. Нако-пец, нарушение может заметить только сам нарушивший. И здесь перед 11 им возникает выбор, ведь честность требует риска, связанного с порица-и нем. Нарушивший понимает, что за его нарушение придется расплачи-паться всей команде. Нарушения становятся поводом для командного обсуждения честности, интерпретации правил, анализа уровня притяза-11 ий, стихийной или сознательной подмены собственной задачи на более сложную или более легкую.

«Высокие» упражнения: упражнения со страховкой

Отличительная особенность «высоких» упражнений (high ropes elements) заключается в том, что они проходят на высоте 6-15 м и выпол­няются со специальной страховкой, которую обеспечивает тренер (ин­структор) — на участников при этом надевают специальные альпинист­ские системы. Обычно на площадке тренинга подготовлены к проведению одно или два «высоких» упражнения.

«Высокие» упражнения позволяют обеспечить личностный индиви­дуальный пласт работы с командой. Как и упражнения по совместному преодолению препятствий, «высокие» упражнения воссоздают пережи-иания, характерные для экстремальных условий, но их значение не столько групповое, сколько индивидуальное — это работа со страхами, с возмож­ностью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. Это именно тот глубоко индивидуальный опыт, который сближает, если он успешен и если пережить его вместе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: