Два бревна представляют собой «берега болота» (границы пунктов А и Б соответственно). В «болоте» лежат 2-3 «кочки». В распоряжении участников имеются две жерди. Задание: переправиться из пункта А в пункт Б, перемещаясь только по жердям и кочкам.
«Низкие» упражнения предполагают физическое преодоление командой препятствий, однако похожие групподинамические эффекты могут быть достигнуты и на материале других задач, в которых совместными усилиями может быть получен объединенный результат. Схожими будут требование в той или иной форме (параллельно или последовательно) решить задачу всей командой, необходимость совместных скоординированных усилий, а также специфическое нормативное управление группой.
Каких групподинамических эффектов и за счет каких механизмов позволяют достичь «низкие» упражнения? Выполнение «низких» упражнений дает группе возможность пережить сильный опыт в связи со следующими основными темами: лидерство, персональная и групповая ответственность, доверие, уровень притязаний, честность, эмоциональные отношения в группе, эффективность и скоординированность совместных действий в новых условиях, предпочтение планирования или реализации, выбор очевидных или неочевидных путей решения, ценности командной работы и др. Тренинг командной сыгровки может быть направлен на любую из этих тем и на любом подобном материале могут строиться промежуточные и финальные обсуждения. В зависимости от целей тренинга, исходной и текущей ситуации в команде могут подбираться различные упражнения, с большей или меньшей яркостью актуализирующие тот или иной контекст.
|
|
В таблице 9 перечислены параметры, по которым различаются «низкие» упражнения [подробнее см.: Зверев, 1993-2005; Rohnke, Wall, Tait, Rogers, 2002]. Одним из мощнейших средств управления групповой динамикой в ходе «низких» упражнений является принятие перед началом их выполнения определенных правил. Если упражнения связаны с физическими действиями, правила прежде всего регулируют безопасность.
Таблица 9