Препятствие представляет собой сплошную, бесконечную влево и вправо, гладкую «стену» (высота которой находится в диапазоне от 3,5 до 4,5 м) со стороны пункта А и имеющую поперечные жерди (ступени) для спуска со стороны пункта Б. Команда находится в пункте А. Задание: перебраться через «стену» из пункта А в пункт Б.
Команда страхует каждого участника, выполняющего упражнение. Если участник нарушил правила, то он возвращается в пункт А и выполняет упражнение сначала. Использование подручных средств не разрешается. Не разрешается вставать на плечи и головы друг друга и висеть вниз головой. Препятствие считается преодоленным, если его преодолела вся группа. В конце тренинга этот принцип особенно важен, поскольку только он может обеспечить полноценную эмоциональную интеграцию. Если ведущий считает, что группа не готова к прохождению «Стены», это упражнение в рамках тренинга не проводится.
Рациональная интеграция опыта и обсуждение того, что участники извлекли для себя полезного в ходе всего дня, проводится до этого упражнения: поскольку оно имеет мощный эмоциональный эффект, группа мотом уже не переключается в отстраненную рефлексивную позицию. I!еред началом упражнения команда имеет время, чтобы обсудить план действий. Далее, по ходу выполнения, упражнение выполняется в молча-м ни. Основные действия ведущего направлены на соблюдение правил.
|
|
Преодоление «стены» может иметь мощное символическое значение. Для иллюстрации приведем сопроводительный текст ведущего, взятый па руководства С. С. Зверева.
В жизни каждого человека наверняка есть что-то, что он может назвать своей Стеной. Это тот самый барьер, который стоит между Тобой и Твоей мечтой. Это то самое препятствие, которое останавливает тебя. Это та самая причина, по которой Ты не имеешь то, что хочешь иметь, и не являешься таким, каким хотел бы быть.
И для каждого человека это что-то свое. Для некоторых это недоверие к людям. Для кого-то — недостаток веры в себя. Может быть, это просто лень. А может, это страх пойти на риск, потерять лицо, допустить ошибку, взять на себя ответственность. И Ты точно знаешь, что является Стеной для Тебя, потому что сегодня Ты не один раз сталкивался с ней. И в тот момент, когда Ты почувствуешь прикосновение к плечу, назови свою Стену.
А сейчас представь себе на минуту, что эта Стена осталась позади. Что изменилось в мире? Какой стала Твоя жизнь? Что за люди окружают Тебя? И теперь наконец пришло время разобраться со своей Стеной. Но Ты будешь не один, с Тобой будет Твоя команда и эта команда обречена победить. Если хочешь, Ты можешь рассматривать это упражнение как символ Стены в Твоей жизни, и свою победу на этом упражнении как опыт победы над своей собственной Стеной.
|
|
Итак, основные упражнения, используемые в рамках веревочного курса — это разминки, «низкие» упражнения, ориентированные на совместное преодоление препятствий, «высокие» упражнения, направленные на углубление личностного опыта, и заключительное упражнение, обеспечивающее эмоциональную интеграцию членов команды. Общие принципы комбинирования упражнений при построении конкретной программы веревочного курса следующие.
? Обеспечить, чтобы все модули программы включали вызов, со
мнение, риск, новизну и драйв (удовольствие, оживление, юмор).
? Подобрать задачи по принципу увеличения числа степеней свобо
ды в отношении индивидуального выбора и командного самоопределе
ния. Способствовать самоопределению участников в отношении норм и
правил работы в соответствии с их навыками и способностями.
? Провести не менее двух различных «низких» упражнений в цент
ральной части программы.
? Обеспечить возможность проведения одного из двух (несколь
ких) подготовленных «высоких» упражнений в зависимости от условий,
состояния и комплекции членов команды.
? В качестве эмоционально насыщенного финала веревочного курса
использовать упражнения, позволяющие пережить групповой успех или
победу.