Упражнение «Падение на доверие»

Участники по одному встают на площадку, поворачиваются спи­ной к линии падения и складывают руки в замок определенным обра­зом. В это время остальные участники (страхующие) встают в две шеренги лицом друг к другу вдоль линии падения и вытягивают вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Падающий задает страхую­щим вопрос: «Страхующие готовы?». Страхующие отвечают: «Гото­вы!». Падающий сообщает: «Я падаю!». Страхующие отвечают: «Па­дай!», — после чего падающий падает спиной назад на руки страху­ющим. На природе падение может происходить с пенька, с закрепленной между двумя деревьями площадки или с горного высту­па, в зале — с подоконника, с площадки, закрепленной на шведской стенке, с «козла» или «коня». Высота площадки — от пояса до плеча страхующих. Минимальное количество страхующих — восемь чело­век.

Проиллюстрируем глубину процессов на доверие, характеризующих упражнение «Падение на доверие», опираясь на руководство по ведению iюревочного курса [Зверев, 1993-2005].

Ключевыми точками индивидуальной работы с падающим явля­ются осознанный им выбор, прояснение цели, принятие страха, пе­ренос фокуса внимания вовне, декларация намерения и действие, основанное на этой декларации. При проведении упражнения следу­ет обратить внимание на следующие моменты.

■ У участника всегда остается выбор — делать или не делать уп­ражнение, о чем его обязательно нужно поставить в известность. К этому выбору можно будет апеллировать при проведении упражнения, напо­миная участнику, что он сам осознанно пошел на данный шаг.



? Имеет значение порядок выполнения задания. Можно акцен- j
тировать внимание на очередности, спрашивая каждого: «Почему ты i
хотел быть первым?», Почему ты решил падать последним?», «Как ты
думаешь, в связи с чем ты не успел?».

? Падающий сам определяет участников, которые будут его
страховать. Человек может выбрать самых сильных, самых слабых,
только мужчин или только женщин. Он может выбрать тех, кому уже
доверяет или тех, с кем ему хотелось бы построить доверительные
отношения. Однако для того, чтобы определить страхующих, необхо­
димо добиться согласия обеих сторон.

? Выбор «быть или не быть страхующим» позволяет повысить
степень осознанности и ответственности участников за безопасность
падающего и происходящее в целом.

В упражнении присутствуют два аспекта: доверие и ответствен­ность. Со стороны падающего это доверие к страхующим в том, что они удержат его, а со стороны страхующих - ответственность за то, чтобы падающий не получил никакого ущерба.

Одна из форм поддержки падающего - использование созданных к этому моменту «якорей» на определенные действия и состояния. В качестве «якорей» выступают слова инструкции, произносимые чет­ко и громко одинаковым по громкости и тембру голосом в сочетании с одинаковой позой и другим невербальным поведением. Можно встать напротив, сложить руки определенным образом, чуть прогнуть корпус и перед каждым падением громко и четко сказать участнику фразу, кото­рую должен будет повторить он сам: «Страхующие готовы?». Ответ: «Готовы!». Фраза: «Я падаю!». Ответ: «Падай!». После этого дать участ­нику команду: «Вперед!». Слова и действия тренера в этот момент за­фиксируют сознание группы на событии.

Ценность упражнения заключается не в индивидуальной работе с падающим (даже если это будет очень хорошая работа). В происходя­щее должна быть вовлечена вся группа, в противном случае упражнение превратится из командного тренинга в индивидуальную тренировку.

Значительная часть мотивирующих разговоров и работы с пада­ющим ведется как будто в обращении к группе. Такой подход позволя­ет группе не просто наблюдать происходящее из позиции зрителей, а заставляет «примерять» каждую ситуацию на себя.

Во время работы с участником следует использовать поддержку команды. Если что-либо будет сделано или сказано со стороны ко­манды, то выработанные ценности окажутся связанными в сознании участника именно с командой, а не с тренером. При этом в случае необходимости целесообразно обратить внимание страхующих на невысокую ответственность, которую они демонстрируют, когда дол­го не могут разобраться с организацией страховки, вяло и вразнобой отвечают падающему: «Готовы...» — или подбадривают его шутливы­ми выкриками типа «Доверься нам!». Для успеха упражнения необхо­димо позаботиться о том, чтобы поддержка участников была действи­тельно поддержкой, а не помощью или манипуляцией.


В приложении 7 приведен ряд некоторых популярные разминок груп-нодинамического тренинга и отмечено их функциональное назначение. ('у шествуют и более специализированные разминки, направленные, на-111 жмер, на активизацию творческого потенциала группы.

«Низкие» упражнения: работа с нормами и правилами

Работу с нормами и правилами в ходе групподинамического тренин­га лучше всего рассмотреть на примере «низких» упражнений веревочно­го курса (low course elements). «Низкие» упражнения представляют собой ипю сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую 11 редлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. «Низ­кие» упражнения называются так потому, что не предусматривают подъе­ма участников на высоту более двух метров над землей. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие нет. В значительном объеме страховку на «низких» упражнениях обеспечива­ют сами участники тренинга, иногда — тренер (инструктор). Выполнение каждого из упражнений занимает от 20 минут до часа.

«Низким» упражнениям, технике их проведения и обеспечению бе­зопасности, а также многим другим специфическим вопросам посвящена специальная литература для инструкторов веревочного курса (см. биб-.|| иографический список к главе), здесь же достаточно самого общего опи­сания. Типичные примеры подобных упражнений приведены в приложе­нии 7. Здесь можно представить одно из них, которое будет прокоммен­тировано чуть ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: