Параметры дифференциации «низких» упражнений веревочного курса

Сфера Параметры
Нагрузка на участников Выполняют: вся группа / выделенный участник / пара Тесный физический контакт: есть / нет Статика, напряжение: есть / нет Физическая нагрузка: большая /нет Интеллектуальная нагрузка: большая /нет Возможность эпизодического участия: есть /нет Возможность приостановления процесса участниками: есть/ нет
Обеспечение безопасности Площадка: на земле / над землей Степень осознаваемого риска: большая / нет Требования к обеспечению безопасности: высокие / нет Страховка со стороны ведущего: необходима / нет Участие группы в страховке: обязательно / нет Исключить этап подготовки: можно / нет Погода влияет на безопасность: сильно / слабо
Процедура, модификации решения Препятствие: протяженное / локальное Способ действий: общий для всех / выделяется для первого и последнего / меняется в процессе Смена ролей: допускается / нет Решение очевидно: да / нет

Окончание табл. 9

Сфера Параметры
  Решение оптимизируется: да / нет Возможные решения: одно / много Упражнение: многозадачное / нет Сложность меняется в зависимости от интерпретации правил: да / нет Сложность можно менять с помощью дополнительных условий: да / нет Возможностей для нарушений: много / мало Нарушения: явные / нет
Условия фоведения, инвентарь Место проведения: лес / зал / офис Инвентарь: веревки / бревна / жерди / игровой / нет инвен­таря Инвентарь: как препятствие / как средство Мобильность (возможность переноса по площадке): допускается / нет

Однако роль подобных правил к этому не сводится: их воздействие i in групповую динамику трудно переоценить. Пример общих правил, адек-иатных для большинства «низких» упражнений, приводится в табл. 10.

Таблица 10 Общие правила для «низких» упражнений веревочного курса

Правило Особенности Вопросы для обсуждения
Правило 0 команде Упражнение считается выпол­ненным, если его выполнила вся группа (команда). Если один из участников нарушил правила упражнения, то вся группа (команда) выполняет упражнение сначала Кто следит за нарушением правил? Какова роль тренера? Что значит «упражнение вы­полнено»? Каковы критерии «чистого» выполнения? Что считается «нарушением»? Как регулируются спорные вопросы?
Правило о безопасности Группа (команда) обеспечи­вает безопасность каждого участника, выполняющего упражнение. Инструктор впра­ве наложить вето на способ выполнения упражнения, если считает его опасным для здо­ровья участников О какой безопасности идет речь? Как она может быть обеспечена? Как участник узнает, что безопасность обеспечена? Как остальные участники узнают, что кого-либо необ­ходимо страховать? Что произойдет, если безопас­ность не будет обеспечена? Может ли инструктор обеспе­чить безопасность?
Правило о подручных средствах Использование подручных средств не разрешается Что такое «подручные средства»? Являются ли и когда «подруч­ным средством» партнер по команде, одежда?

Непосредственно групповую динамику регулирует первое правило ] (правило о команде). Правило о безопасности позволяет тренеру акцен- j тировать внимание группы на специфических инструкциях по безопас- | ности, впоследствии сообщаемых перед каждым упражнением. Правило i о подручных средствах позволяет регулировать сложность упражнения (сводя к минимуму влияние непредсказуемых факторов, в частности, если при выполнении упражнения группы соревнуются). Тем не менее, даже введение этих правил может иметь значительный групподинами-ческий эффект.

Угрозу безопасности представляют, например, необдуманные дей­ствия участников. В отличие от «высоких» упражнений, где основная страховка обеспечивается тренерами и инструкторами, во время «низ­ких» упражнений большинство страхующих действий выполняет сама группа. Поскольку участники находятся невысоко от земли, им кажется маловероятным, что они получат серьезную травму. Однако в запале игры, увлекшись друг другом или своими действиями, участники могут забыть о том, кому с их стороны в данный момент необходима страховка (так или иначе, почти в каждой команде участники хотя бы раз это делают). Травмироваться в этих ситуациях вполне возможно. В подобные момен­ты тренер, удерживающий в фокусе внимания всю группу, естественно, подает группе сигнал об опасности, но впоследствии это служит темой для обсуждения персональной и групповой ответственности, доверия — недоверия, взаимной внимательности, потери контроля над своими дей­ствиями в момент азарта и т.д.

Правило о команде настолько важно, что его необходимо проиллю­стрировать небольшим примером (фактически в этом правиле заключа­ется подвох, поскольку группа, принимая его, еще не знает, с чем ей пред­стоит столкнуться в дальнейшем).

Попробуем поставить себя на место неудачливого участника. Представьте ситуацию, в которой вашей команде предстоит переби­раться через довольно большую поляну («болото») по маленьким и весьма далеко расположенным «кочкам». Перепрыгнуть с одной коч­ки на другую невозможно, и имеется лишь минимальный, не очень удобный и весьма тяжелый комплект «жердей». При этом все проис­ходит как в жизни: если уронить «жердь» в «болото», то она «тонет»: тогда команде приходится либо сидеть в тесноте на «кочке», либо опять начинать все сначала с новыми «жердями». И иногда начинать уже не в третий, не в четвертый, а в десятый раз.

Эта задача давно могла бы быть решена, если бы вы были акроба­том или хотя бы тренированным человеком, или просто оделись по­удобнее. Хотя вы-то как раз (в отличие от остальных) сегодня оделись неплохо. Однако все же не в лес собирались, а на корпоративный


фенинг. И несмотря на то что всех предупреждали о спортивной фор­ме одежды, как всегда найдется дама, которая даже сюда не могла не одеть свои каблуки. И в вашей команде изрядно хрупких женщин (а надо тягать эти «жерди»). Но и это еще ничего, они бы справились, подтянули бы одна другую, пока вы держите «жерди», но мужчины-то у вас 58-го размера. И помощи от них никакой (лучше б и не старались), их бы самих через эту «жердь» с кочки на кочку перетащить. А упраж­нение надо выполнить всей командой, всем вместе. И вот кто-нибудь опять (естественно, в самом финале) оступается или роняет «жердь» в «болото». И хоть бы сделал это потише, чтобы инструктор не заме­тил, а тут еще эти коллеги со своей честностью! Ну вот и все, команда опять потеряла человека, а значит - не дошла, а значит - все сначала. Ну и что вы будете об этом «правиле команды» теперь думать?

Правило команды позволяет обострить многие групподинамические ж|к|)скты. С одной стороны, оно имитирует жизнь группы в условиях Похода, опыт которой имеют далеко не все в бизнес-среде. Действитель­но, походная команда не сможет, например, перебраться через препят-ггиие или подняться в гору, если будет терять по дороге своих членов. И случае потери кого-то из участников команда столкнется с форс-мажо­ром, требующим чрезвычайных мер.

Бизнес-среда далеко не такова. Однако именно на этом столкновении ценностей и интересов можно поставить новые для команды вопросы. Точнее, по-новому на материале относительно отвлеченном (относитель­но нейтральном для самооценки человека, отождествляющего себя с ин­теллектуальной деятельностью) поставить старые вопросы. Как возника­ет н реализуется лидерство в сложных ситуациях? Каковы типичные роли мужчин и женщин? Как себя чувствует самый сильный? Слабый? Како-1н i это — понимать, что ты в тягость для группы? Что переживает человек, который не успевает за группой или не справляется с тем, что могут сде-лпть другие? Как при этом ведет себя группа? Как порицает за ошибки и Неуспех? Какова мера терпения? Как группа ведет себя по факту и как могла бы вести, будь она сплоченной командой? В какой ситуации сла­бые становятся сильными и наоборот?

Все эти вопросы обостряются в связи с еще одним подвохом боль­шинства «низких» упражнений. Многие из них имеют очевидные и не­очевидные решения. Очевидные решения могут быть связаны с физиче­ской силой. Однако все упражнения для тренинга подбираются таким i)Г)|Шом, чтобы выполняющая их команда принципиально могла с ними справиться. И они специально проектируются так, чтобы неподготовлен­ные взрослые люди могли решить поставленную задачу, но задача должна представлять для них значительную трудность. Таким образом, группе Оросается вызов — безопасное решение возможно, но оно неочевидно.


^1>р, обратить на него внимание и возвратить группу к исходной точке, Цичк'р может увидеть нарушение, но не сообщить об этом группе (если ((Крушение не связано с безопасностью, тренер может исследовать реак-Ijliiii команды и дать ей проявиться). Нарушение могут увидеть только Несколько человек и сообщить (или не сообщить) об этом группе. Нако-Нгц, нарушение может заметить только сам нарушивший. И здесь перед Ним возникает выбор, ведь честность требуетриска, связанного с порица­нием. Нарушивший понимает, что за его нарушение придется расплачи-Nii 11>ся всей команде. Нарушения становятся поводом для командного l/к'уждения честности, интерпретации правил, анализа уровня притяза-Nin'i, стихийной или сознательной подмены собственной задачи на более С/южную или более легкую.

«Высокие» упражнения: упражнения со страховкой

Отличительная особенность «высоких» упражнений (high ropes flt'inents) заключается в том, что они проходят на высоте 6-15 м и выпол-Ииются со специальной страховкой, которую обеспечивает тренер (ин­структор) — на участников при этом надевают специальные альпинист­ские системы. Обычно на площадке тренинга подготовлены к проведению одно или два «высоких» упражнения.

«Высокие» упражнения позволяют обеспечить личностный индиви­дуальный пласт работы с командой. Как и упражнения по совместному преодолению препятствий, «высокие» упражнения воссоздают пережи-1Ш i пя, характерные для экстремальных условий, но их значение не столько групповое, сколько индивидуальное — это работа со страхами, с возмож-кктью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. Это именно тот глубоко индивидуальный опыт, который сближает, если он /спешен и если пережить его вместе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: