double arrow

Управление вниманием и смыслами


Под управлением вниманием и смыслами здесь понимается исполь­зование коммуникативных техник, способствующих восприятию, пони­манию и принятию аудиторией тех сообщений, заявлений и коммента­риев, которые делает лидер. Понятие «управление вниманием» было пред­ложено У. Беннисом для обозначения способности лидеров строить свои иысказывания так, чтобы люди особым образом прислушивались к ним. Он же отметил, что наличие этой способности тесно связано с умением л идеров прислушиваться к мнению других. Под «управлением смысла-ми» У. Беннис понимал способность лидеров делать свои высказывания ясными, понятными и осмысленными. То, что люди прислушиваются к мнению лидеров, в значительной степени обусловлено опытом: лидеры, как правило, «говорят по делу», т.е. обладают профессиональной (пред­метной) компетентностью. Кроме того, им свойственна социальная ком­петентность: их высказывания своевременны и ситуационно уместны по содержанию и форме. Иначе говоря, лидеры намеренно или ненамеренно 11 ридерживаются кодекса коммуникативной кооперативности.

Однако есть также специальные приемы, позволяющие выступающим привлекать и удерживать внимание окружающих к своим высказывани­ям. В первую очередь это жесты, смена позы, изменение местоположения и пространстве, т.е. невербальное поведение. Помимо того, используются особые предваряющие слова или фразы: «послушайте», «внимание», «это нажно» и т.д. Самое же главное — прежде чем сказать что-либо суще­ственное, необходимо убедиться в том, что окружение готово слушать, и но открывать рот в тех случаях, когда нет такой уверенности.

С одной стороны, все вышеперечисленные элементы коммуникатив­ной культуры хорошо известны и их использование не должно вызывать каких-либо трудностей. С другой стороны, нередко ораторы пренебрега­ют простыми правилами организации собственных сообщений (напри­мер, стремясь сэкономить время аудитории). Так, некоторые сразу начи­нают с самого существенного, в то время как остальные еще не сориенти-


решались в том, кто вообще говорит и, естественно, не успевают сообра­зить, о чем идет речь. По-видимому, дело здесь не в незнании простых правил или невладении простыми приемами, а в недооценке их важно­сти. Поэтому лидерская подготовка в этой части программы должна пред­ставлять собой не отработку тех или иных коммуникативных приемов (шлифовку навыка), а осмысление их функциональных значений и со­знательное (намеренное) их употребление в адекватных контекстах. Ина-; че говоря, здесь нужны тренинг понимания и тренинг овладения поведе- ■ нием (управления исполнением), а не тренинг исполнения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: