Под управлением вниманием и смыслами здесь понимается использование коммуникативных техник, способствующих восприятию, пониманию и принятию аудиторией тех сообщений, заявлений и комментариев, которые делает лидер. Понятие «управление вниманием» было предложено У. Беннисом для обозначения способности лидеров строить свои иысказывания так, чтобы люди особым образом прислушивались к ним. Он же отметил, что наличие этой способности тесно связано с умением л идеров прислушиваться к мнению других. Под «управлением смысла-ми» У. Беннис понимал способность лидеров делать свои высказывания ясными, понятными и осмысленными. То, что люди прислушиваются к мнению лидеров, в значительной степени обусловлено опытом: лидеры, как правило, «говорят по делу», т.е. обладают профессиональной (предметной) компетентностью. Кроме того, им свойственна социальная компетентность: их высказывания своевременны и ситуационно уместны по содержанию и форме. Иначе говоря, лидеры намеренно или ненамеренно 11 ридерживаются кодекса коммуникативной кооперативности.
|
|
Однако есть также специальные приемы, позволяющие выступающим привлекать и удерживать внимание окружающих к своим высказываниям. В первую очередь это жесты, смена позы, изменение местоположения и пространстве, т.е. невербальное поведение. Помимо того, используются особые предваряющие слова или фразы: «послушайте», «внимание», «это нажно» и т.д. Самое же главное — прежде чем сказать что-либо существенное, необходимо убедиться в том, что окружение готово слушать, и но открывать рот в тех случаях, когда нет такой уверенности.
С одной стороны, все вышеперечисленные элементы коммуникативной культуры хорошо известны и их использование не должно вызывать каких-либо трудностей. С другой стороны, нередко ораторы пренебрегают простыми правилами организации собственных сообщений (например, стремясь сэкономить время аудитории). Так, некоторые сразу начинают с самого существенного, в то время как остальные еще не сориенти-
решались в том, кто вообще говорит и, естественно, не успевают сообразить, о чем идет речь. По-видимому, дело здесь не в незнании простых правил или невладении простыми приемами, а в недооценке их важности. Поэтому лидерская подготовка в этой части программы должна представлять собой не отработку тех или иных коммуникативных приемов (шлифовку навыка), а осмысление их функциональных значений и сознательное (намеренное) их употребление в адекватных контекстах. Ина-; че говоря, здесь нужны тренинг понимания и тренинг овладения поведе- ■ нием (управления исполнением), а не тренинг исполнения.