Достаточно крупная нефтеперерабатывающая компания оказалась в кризисе, как и многие другие компании аналогичного профиля: цены на мировом рынке нефтепродуктов медленно, но верно падали. Многие предприятия терпели крах, так как не могли удерживать ценовую конкуренцию. Прогнозы свидетельствовали, что такое падение цен будет длиться еще долго. Собственники компании пригласили известную консалтинговую фирму, чтобы та разработала стратегию выхода нефтеперерабатывающего предприятия из кризиса. Консультанты после длительных расчетов показали, что наиболее выгодной будет стратегия трансформации (преображения), которая предполагала при минимальных инвестициях и небольшом техническом перевооружении перестройку предприятия в мыловарню, т. к. на рынке мыла наблюдались подъем и небольшая конкуренция. Собственники заплатили консультантам за проделанную работу, но отказались от этой стратегии. Основной тезис главного акционера был таков: «Мой дед перерабатывал нефть, мой отец перерабатывал нефть, и я буду перерабатывать нефть. Я не хочу быть мыловаром». Консультантам была поставлена новая задача — разработать стратегию выхода из кризиса без изменения профиля деятельности. Рассчитав все показатели, консультанты предложили стратегию сжатия, которая освобождала компанию от всего «лишнего» и позволяла поддерживать ее существование на уровне нулевой рентабельности сколь угодно долго. Учредители приняли эту стратегию и пережили нефтяной кризис, который длился несколько лет, не потеряв свой бизнес и не изменив его профиль.
|
|
Таким образом, разработку альтернативных путей целесообразно начать с представления модифицированной концепции А. Тойнби или какой-либо другой концепции, рельефно описывающей принципиально возможные типы стратегий. Типология становится единым языком, на котором участники формулируют свои представления о должном пути команды.
Далее формируются подгруппы «единомышленников» для проработки стратегий. Технически это обеспечивается обычным ранжированием, когда каждый член команды определяет степень близости стратегии того или иного типа собственному видению. Основаниями комплектования рабочих подгрупп может являться либо сходство собственного видения с тем или иным типом стратегии, либо принципиальное отличие. Иначе говоря, в одной подгруппе могут оказаться участники, которые высоко оценили близость своего видения одному и тому же типу стратегии, либо участники, которые решили, что их личное видение одинаково сильно отличается от определенной стратегии. Использование последнего основания позволит усилить децентрацию участников и уменьшить их привязанность к собственному проекту. Однако это может повлечь за собой сниже-
|
|
пне активности некоторых участников, что потребует отдельной персональной работы по их включению и мотивированию.
Затем разрабатываются единые требования к структуре (форме) описания стратегий, после чего подгруппы приступают к выполнению задания. Данный этап завершается представлением проектов и, что самое глав-i юе, обсуждением условий, при которых та или иная стратегия будет наиболее адекватной, и условий, при которых она абсолютно неприменима или даже вредна. Отдельное внимание следует обращать на недопущение безапелляционных критических замечаний типа «эта стратегия никуда не годится».