Данный этап является кульминацией всей работы по согласованию падений. Все то, что участники осознали, осмыслили, пережили, весь i фиобретенный инструментарий должны стать основанием выбора базо-иой модели общего видения.
Базовая модель (матрица) общего видения представляет собой выбранную командой стратегию, которая способствует как достижению лич-пых рациональных интересов, так и реализации индивидуальных и командных мечтаний, желаний и не противоречит ценностным ориентаци-ям участников. Данная стратегия формулируется предельно абстрактно, без конкретных расчетов, сроков, исполнителей. Она обозначает принципиальное направление, по которому участники готовы двигаться вместе, 11 может включать в себя в качестве вспомогательных маневров элементы других стратегий.
Подведем итог тому, что должна иметь команда в своем багаже к этому нремени. Очевидно, должно возникнуть разделяемое коммуникативное пространство: участники говорят на одном языке и помогают друг другу адекватно понимать свои сообщения не только на уровне слов, но, что самое главное, на уровне смыслов и интенций, заложенных в них. Молено ожидать, что атмосфера достаточной открытости и доверия также сложится к этому времени. Кроме незримых результатов, команда должна иметь «зримые» продукты в виде схем, таблиц, перечней, в которых объективированы: системные архетипы (шаблоны), ценности и мечты участников, возможные направления движения команды и интересы участников, представленные в рациональной форме. Таким образом, проработаны все необходимые элементы, описаны принципиально возможные направления движения команды (т.е. альтернативы, из которых можно выбирать), объективированы все типы критериев, которыми сознательно или неосознанно могут руководствоваться участники при выборе того или иного пути.
|
|
В качестве оснований для выбора стратегий могут использоваться одновременно три типа критериев, описанных ранее: системные архети-
пы, согласованные командой ценности, рационально сформулированные индивидуальные и общекомандные цели.
Таким образом, у каждой из стратегий появляется определенное количество соответствий или несоответствий трем типам критериев. После заполнения специальной таблицы каждый участник комментирует свое мнение. В результате некоторые стратегии исключаются, а некоторые, наоборот, оказываются наиболее адекватными для реализации персональных и командных интересов, ценностей, склонностей, соотнесенных с рационально заявленными интересами и возможными шаблонами действий, имевшими место в прошлом. Участники получают «карту» индивидуальных видений, которые где-то будут совпадать, а где-то — обязательно различаться. Именно здесь возникает точка индивидуального и командного самоопределения, которое никогда не сможет быть до конца техно-логизировано. Участники с полной ответственностью либо выбирают общее направление дальнейшего движения (варьируя границы «карты», договариваясь о взаимных уступках), либо решают, что индивидуальные пути для них важнее, чем совместная деятельность, и покидают команду или трансформируют ее.
|
|
В случае если команда все-таки решила работать вместе и выбрала основную и вспомогательные стратегии, дальнейшая совместная работа предполагает детализацию и проработку плана реализации базовой модели видения. В этой работе может участвовать вся команда, но может быть сформирована рабочая подгруппа из двух-трех человек для разработки первой версии подобного проекта. Такая подгруппа может формироваться по нескольким различным основаниям. Ее могут составлять участники, которым команда больше всего доверяет, либо участники, которые прорабатывали типы стратегий, вошедшие затем в базовую модель видения. Иногда же целесообразно специально объединить в рабочую подгруппу участников, которым сложно между собой договориться. Опыт показывает, что зачастую ими оказываются те, кто участвовал в работе по формированию общего видения, имея наиболее разработанные собственные ожидания или проекты. Теперь эти самые заинтересованные в команде лица («носители содержания») получают полное право довести свои идеи до реализации и знают, что им необходимо сделать, чтобы представлять интересы команды в целом. Таким образом, работа по формированию общего видения находит логическое продолжение в подготовке стратегических и оперативных бизнес-планов. И если организации требуются изменения, то такая работа становится сигнальным рубежом, после которого команда запускает связанные с общим видением коммуникативные процессы в организации в целом.
Вопросы для обсуждения
1. Для чего команде нужно общее (разделяемое) видение?
2. Когда команда начинает вырабатывать общее видение? Какую роль в
процессе формирования общего видения играют персональные уста
новки и ожидания от совместной работы?
3. Какие трудности обычно возникают при согласовании видений?
4. Что согласуют участники, когда они работают над формированием
общего видения? Каковы компоненты общего видения?
5. В чем проявляются естественная и искусственно-техническая состав
ляющие процесса согласования видений?
6. Как избавить новое видение от старых, сомнительных управленческих
шаблонов?
7. Что случится с общим видением, если команда не приступит к обсуж
дению своих ценностей, идеалов? Каким образом можно обсуждать и
согласовывать малоосознаваемые ценности, интересы участников?
8. Как минимизировать приверженность участников собственным взгля
дам на должный путь команды? Какие стратегические альтернативы
могут быть у команды?
9. Каким образом участники могут облечь свои интересы в целерацио-
нальную форму? Для чего нужно обсуждать рациональные интересы
участников?
10. Что должно быть наработано командой к моменту принятия итогового решения об общем видении? Для чего команде нужно фиксировать и визуализировать результаты обсуждения системных архетипов (управленческих шаблонов), ценностей (идеалов), стратегических направлений, рациональных интересов?