А. Тойнби

«Ответ» Исторический пример Бизнес-аналог
Интенсифи­кация Беотия, город Фивы. Единст­венно плодородный участок земли на всей территории эллинской цивилизации. Превалирующие формы хо­зяйствования — земледелие и скотоводство. Беотийцам не было нужды искать новые пути развития своей террито­рии. Они сосредоточили все усилия на рациональном ис­пользовании имеющихся при­родных ресурсов Организация имеет свою нишу и не стремится (нет возможности или желания) осваивать другие сегменты и рынки. Все усилия сосредо­точиваются на оптимизации бизнес-процессов, системы управления. Компания ориен­тирована на получение боль­шей прибыли за счет укреп­ления внутренних и внешних отношений и связей
Экспансия (миграция) Древняя Греция. Столкнув­шись с ухудшением естествен­ной среды обитания (земель, климата), далеко не все города Древней Греции были способ­ны прибегнуть к миграции. Снарядить экспедицию могли только те города, которые об­ладали достаточными ресур­сами и неплохо владели ис­кусством мореплавания. В про­цессе миграции (по суше или по морю) мигранты утрачива­ли связь с «материнским» го­родом и создавали свои коло­нии, где способ правления и культура были принципиаль­но иные. Так, Сиракузы превзо­шли свой «материнский» город Коринф по степени политиче­ской силы, а вклад их в культу­ру просто несравним Организация исчерпала свой сегмент рынка или столкну­лась с его «схлопыванием». Компания, обладая достаточ­ными ресурсами, направляет их на поиск новых географи­ческих и (или) продуктовых сегментов рынка. Экспансия часто сопровождается откры­тием новых филиалов, созда­нием точек (мест) присутст­вия
Сжатие Спарта. Минимализм и жесто­чайшее ограничение себя во всем — это ответ Спарты на неблагоприятные условия окружающей среды. Правле­ние было ориентировано на ликвидацию всего, что не при­носило ощутимой пользы (умерщвление слабых младен­цев — один из таких приме­ров). Чтобы предотвратить Организация урезает затра­ты, максимально освобожда­ется от числа расходных статей бюджета, экономит на всем, на чем возможно. Компания стремится само­ликвидироваться, продолжая получать прибыль, или как минимум ликвидироваться без убытков. Свертывание бизнеса в таком случае инве-

Окончание табл. 11

«Ответ» Исторический пример Бизнес-аналог
  массовый исход жителей, из денежного обращения были выведены золотые и серебря­ные монеты. Это привело к тому, что состояние горожан измерялось в сотнях килограм­мов меди, которые физически невозможно было вывезти в другое место стируется из «дельты», в ре­зультате того, что издержки сокращаются быстрее, чем уменьшаться (падает) при­быль. Стратегия также акту­альна в том случае, если компания должна пережить сложные времена, оставаясь на плаву
Маркетинг Аттика, город Афины. Пастби­ща Аттики высохли, обрабаты­ваемые угодья истощились. Необходимо было отыскать альтернативу земледелию и скотоводству. Афиняне на­шли продукт, который могли производить сами и который одновременно требовался в других государствах. Это было оливковое масло. Оказа­лось, что оливковые деревья выживали и отлично плодоно­сили на каменистой афинской почве. Производство и прода­жа оливкового масла привели к развитию смежных реме­сел — гончарного дела, море­плавания. В итоге Аттика стала сильнейшей в то время мор­ской державой Организация формирует такое предложение по товару и сопутствующим видам сер­виса, которое было бы во­стребовано выбранным сегментом рынка. Такая стра­тегия становится актуальной, когда происходит рост кон­куренции внутри отрасли или когда на целевом рынке наблюдается сильная диф­ференциация
Трансфор­мация (преобра­жение) Италия. Это один из примеров тех государств, которые по­шли по пути духовного и куль­турного преображения, добро­вольно приняв христианство. Принятие христианства по­влекло за собой не только принципиальное изменение основ морали и господству­ющих ценностей, но, что самое главное, обусловило полную трансформацию государст­венного устройства и общест­венного уклада Организация идет по пути высвобождения ресурса с целью его перенаправления в новый проект / бизнес. Одна из разновидностей данного пути — слияние или поглоще­ние компаний, благодаря чему привносится принципи­ально иная культура управле­ния, появляются новые воз­можности, немыслимые для компании ранее (например, новый, сильный бренд, при­влечение инвестиций, гео­графический охват и т.п.). Другая разновидность — продажа бизнеса целиком или его части и вложение высвободившихся ресурсов в принципиально иной проект


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: