А. Тойнби
«Ответ»
| Исторический пример
| Бизнес-аналог
|
Интенсификация
| Беотия, город Фивы. Единственно плодородный участок земли на всей территории эллинской цивилизации. Превалирующие формы хозяйствования — земледелие и скотоводство. Беотийцам не было нужды искать новые пути развития своей территории. Они сосредоточили все усилия на рациональном использовании имеющихся природных ресурсов
| Организация имеет свою нишу и не стремится (нет возможности или желания) осваивать другие сегменты и рынки. Все усилия сосредоточиваются на оптимизации бизнес-процессов, системы управления. Компания ориентирована на получение большей прибыли за счет укрепления внутренних и внешних отношений и связей
|
Экспансия (миграция)
| Древняя Греция. Столкнувшись с ухудшением естественной среды обитания (земель, климата), далеко не все города Древней Греции были способны прибегнуть к миграции. Снарядить экспедицию могли только те города, которые обладали достаточными ресурсами и неплохо владели искусством мореплавания. В процессе миграции (по суше или по морю) мигранты утрачивали связь с «материнским» городом и создавали свои колонии, где способ правления и культура были принципиально иные. Так, Сиракузы превзошли свой «материнский» город Коринф по степени политической силы, а вклад их в культуру просто несравним
| Организация исчерпала свой сегмент рынка или столкнулась с его «схлопыванием». Компания, обладая достаточными ресурсами, направляет их на поиск новых географических и (или) продуктовых сегментов рынка. Экспансия часто сопровождается открытием новых филиалов, созданием точек (мест) присутствия
|
Сжатие
| Спарта. Минимализм и жесточайшее ограничение себя во всем — это ответ Спарты на неблагоприятные условия окружающей среды. Правление было ориентировано на ликвидацию всего, что не приносило ощутимой пользы (умерщвление слабых младенцев — один из таких примеров). Чтобы предотвратить
| Организация урезает затраты, максимально освобождается от числа расходных статей бюджета, экономит на всем, на чем возможно. Компания стремится самоликвидироваться, продолжая получать прибыль, или как минимум ликвидироваться без убытков. Свертывание бизнеса в таком случае инве-
|
Окончание табл. 11
«Ответ»
| Исторический пример
| Бизнес-аналог
|
| массовый исход жителей, из денежного обращения были выведены золотые и серебряные монеты. Это привело к тому, что состояние горожан измерялось в сотнях килограммов меди, которые физически невозможно было вывезти в другое место
| стируется из «дельты», в результате того, что издержки сокращаются быстрее, чем уменьшаться (падает) прибыль. Стратегия также актуальна в том случае, если компания должна пережить сложные времена, оставаясь на плаву
|
Маркетинг
| Аттика, город Афины. Пастбища Аттики высохли, обрабатываемые угодья истощились. Необходимо было отыскать альтернативу земледелию и скотоводству. Афиняне нашли продукт, который могли производить сами и который одновременно требовался в других государствах. Это было оливковое масло. Оказалось, что оливковые деревья выживали и отлично плодоносили на каменистой афинской почве. Производство и продажа оливкового масла привели к развитию смежных ремесел — гончарного дела, мореплавания. В итоге Аттика стала сильнейшей в то время морской державой
| Организация формирует такое предложение по товару и сопутствующим видам сервиса, которое было бы востребовано выбранным сегментом рынка. Такая стратегия становится актуальной, когда происходит рост конкуренции внутри отрасли или когда на целевом рынке наблюдается сильная дифференциация
|
Трансформация (преображение)
| Италия. Это один из примеров тех государств, которые пошли по пути духовного и культурного преображения, добровольно приняв христианство. Принятие христианства повлекло за собой не только принципиальное изменение основ морали и господствующих ценностей, но, что самое главное, обусловило полную трансформацию государственного устройства и общественного уклада
| Организация идет по пути высвобождения ресурса с целью его перенаправления в новый проект / бизнес. Одна из разновидностей данного пути — слияние или поглощение компаний, благодаря чему привносится принципиально иная культура управления, появляются новые возможности, немыслимые для компании ранее (например, новый, сильный бренд, привлечение инвестиций, географический охват и т.п.). Другая разновидность — продажа бизнеса целиком или его части и вложение высвободившихся ресурсов в принципиально иной проект
|