Коммуникативная игра «Строительство дороги»

Основная игровая цель — заключить договор между представи­телями соседних селений, в котором должны быть указаны суммы, вносимые каждой деревней за ремонт единственной дороги, связы­вающей между собой эти населенные пункты и город. Пример ин­струкции к игре представлен в приложении 13.

Делегаты от деревень участвуют в закрытых многосторонних пе­реговорах. Это означает, что жители деревень (участники команд) могут только наблюдать за переговорным процессом без права подходить, что-то устно советовать и т.п. За один раунд переговоров каждая де­ревня имеет возможность направить своему представителю не более двух телеграмм. Команда может поменять своего представителя на следующем раунде переговоров.

Сразу следует оговорить два условия, которые необходимо со­блюсти при проведении игры. Во-первых, в игре должно участвовать пять или семь команд. Нечетное число команд (следовательно, и пред­ставителей) позволяет использовать голосование при принятии итого­вого решения. Три команды не обеспечивают достаточного накала об­суждений, что резко упрощает переговорную задачу, а участие девяти команд и более делает переговорный процесс малоуправляемым.

Во-вторых, в каждой команде должно быть не менее четырех и не более десяти человек. Четыре человека — это минимальное число участников, которое обеспечивает вовлеченность в игру. После ухода делегата для согласования договора в команде останется как мини­мум три человека, иначе работу вряд ли можно будет назвать группо­вой. Верхний числовой предел получен эмпирическим путем. В слу­чае его превышения участники начинают «выпадать» из игрового про­цесса, не имея возможности активно включаться в совместную работу.

Игра проводится в четыре этапа.

1. Подготовка к переговорам. Каждая деревня (команда) выра­
батывает условия, на которых она готова финансировать строитель­
ство дороги (вносимый пай и прочее). Необходимо также выбрать де­
легата, который поедет в город на многосторонние переговоры.

2. Переговоры. Делегатам предстоит обсудить предложения каж­
дой команды и подготовить проект договора о финансировании ре­
монта дороги.

3. Ратификация договора. Делегаты возвращаются в свои дерев­
ни. Каждая команда обсуждает итоги проведенных переговоров и оп­
ределяет решение (или диапазон решений) для представления деле­
гатом на последнем раунде переговоров. Команды имеют возмож­
ность оставить или поменять своих представителей.


4. Подписание договора. Представители от групп вырабатывают итоговое взаимоприемлемое решение относительно условий инвес­тирования ремонта дороги. Результатом переговоров должен стать подписанный всеми сторонами договор с указанием вносимых каж­дой деревней сумм и прочих условий. Если договор не составлен или хотя бы одна сторона его не подписала, игра признается проигран­ной.

После завершения игры участники команды индивидуально за­писывают (или выбрасывают на пальцах) число, показывающее сте­пень соответствия условий договора интересам их деревни. Ведущий фиксирует все индивидуальные баллы на ватмане или доске напро­тив названия соответствующей деревни. Лучшим результатом счита­ется заключенный договор, условия которого полностью или почти полностью (8-9 баллов) устраивают жителей деревень.

Участие в переговорах анализируется, например, на основе «мо­дели двойной заинтересованности» К. Томаса и Р. Килмена. Если она вводится до начала игры, то основной игровой состав (команды-де­ревни) целесообразно дополнить еще одной группой — «Наблюдате­лями от города». Их основная задача — фиксировать переговорные стратегии каждого делегата за столом переговоров и доложить о них после завершения игры. Если делегатам от деревень не удается са­мостоятельно выработать решение, то «наблюдатели от города» мо­гут быть включены в игру в роли посредников на переговорах. Если модель вводится после завершения игры, участников необходимо вывести из роли жителей деревень, и только после этого представ­лять концепцию и анализировать переговорный процесс.

Соотнесение стратегий поведения во время переговоров с мо­делью К. Томаса и Р. Килмена представлено в табл. 13.

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: