double arrow

Приемы стадии осмысления.

1. «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения. Авторы приема – Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил.

I – interactive самоактивизирующая

N – noting

S – system системная разметка

E – effective для эффективного

R – reading and чтения и

T - thinking размышления

ü - уже знал

+ - новое

-- думал иначе

? не понял, есть вопросы

Во время чтения текста учащиеся делают на полях заметки, а затем заполняют таблицу с соответствующими графами. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Это делает зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом становится обсуждение записей, занесенных в таблицу.

2. «Бортовые журналы». Сюда учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.

Что мне известно по данной теме? / Предположения Что нового я узнал / Новая информация
   

Это основной прием стратегии эффективная лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Информация, полученная на стадии вызова (с помощью вопросов учителя, ключевых слов и т.п.) обсуждается в парах и заносится в левую часть «бортового журнала». На стадии осмысления один в паре может работать с графой «Предположения», ставить + и --, второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер с последующим обсуждением в паре. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое задание: исследование, эссе.

3. Дневники. Это дает возможность увязать содержание с личным опытом. Особенно продуктивна данная работа, когда ученикам требуется прочитать текст большого объема дома.

Цитата Комментарии
   

В левую часть выписываются моменты, которые произвели на ученика наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили, вызвали протест, восторг, удивление. Справа цитата комментируется: что именно заставило ее выписать. На стадии рефлексии ученики делятся замечаниями, которые сделали к каждой странице. Если учитель хочет привлечь внимание к тем эпизодам, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он знакомит учащихся с собственными комментариями.

Трехчастный дневник имеет третью графу – «Письма (вопросы) к учителю».

Можно оформить дневник и иным образом:

Цитата Почему цитата привлекла ваше внимание? (Вопросы) Комментарии по прошествии некоторого времени (Ответы)
     

3). Рефлексия: информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Процесс рефлексии заключается в осознании как собственных, так и чужих мыслей и действий. Важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии, осознать свой мыслительный путь, действия, оценить сою работу в команде, свое понимание пройденного. Все это инструменты, которые в будущем помогут учиться без учителя.

Необходимо соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные рискованные идеи и т.д.

Приемы рефлексии могут быть использованы и на традиционном уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: