1. «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения. Авторы приема – Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил.
I – interactive самоактивизирующая
N – noting
S – system системная разметка
E – effective для эффективного
R – reading and чтения и
T - thinking размышления
ü - уже знал
+ - новое
-- думал иначе
? не понял, есть вопросы
Во время чтения текста учащиеся делают на полях заметки, а затем заполняют таблицу с соответствующими графами. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Это делает зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом становится обсуждение записей, занесенных в таблицу.
2. «Бортовые журналы». Сюда учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.
Что мне известно по данной теме? / Предположения | Что нового я узнал / Новая информация |
Это основной прием стратегии эффективная лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Информация, полученная на стадии вызова (с помощью вопросов учителя, ключевых слов и т.п.) обсуждается в парах и заносится в левую часть «бортового журнала». На стадии осмысления один в паре может работать с графой «Предположения», ставить + и --, второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер с последующим обсуждением в паре. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое задание: исследование, эссе.
|
|
3. Дневники. Это дает возможность увязать содержание с личным опытом. Особенно продуктивна данная работа, когда ученикам требуется прочитать текст большого объема дома.
Цитата | Комментарии |
В левую часть выписываются моменты, которые произвели на ученика наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили, вызвали протест, восторг, удивление. Справа цитата комментируется: что именно заставило ее выписать. На стадии рефлексии ученики делятся замечаниями, которые сделали к каждой странице. Если учитель хочет привлечь внимание к тем эпизодам, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он знакомит учащихся с собственными комментариями.
Трехчастный дневник имеет третью графу – «Письма (вопросы) к учителю».
Можно оформить дневник и иным образом:
Цитата | Почему цитата привлекла ваше внимание? (Вопросы) | Комментарии по прошествии некоторого времени (Ответы) |
3). Рефлексия: информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Процесс рефлексии заключается в осознании как собственных, так и чужих мыслей и действий. Важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии, осознать свой мыслительный путь, действия, оценить сою работу в команде, свое понимание пройденного. Все это инструменты, которые в будущем помогут учиться без учителя.
|
|
Необходимо соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные рискованные идеи и т.д.
Приемы рефлексии могут быть использованы и на традиционном уроке.