Портфолио в технологии развития критического мышления

Портфолио - это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Наиболее популярны портфолио достижений, портфолио-отчет и портфолио-самооценка. Отличительной особенностью портфолио является личностный характер: ученик вместе учителем определяет цель создания портфолио, собирает материал в него, в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка. Портфолио – индивидуальная подборка достижений учащегося. Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность.

В контексте технологии развития критического мышления портфолио выступает как планирование работы ученика, т.к. технология создания запускается до начала изучения темы, раздела, курса. Учащимся предлагается выбрать 8-10 рубрик будущего портфолио, причем некоторые из них могут быть определены как обязательные для всех учителем.

Для работы с портфолио рекомендуется использовать приемы, позволяющие структурировать материал.

«Концептуальная таблица» используется для сравнения трех и более аспектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  Категории сравнения Категории сравнения Категории сравнения Категории сравнения
Персоналии, факты        
Персоналии, факты        
Персоналии, факты        

Сводная таблица заполняется после работы с текстом учебника (лекции) на стадии рефлексии. Учащиеся самостоятельно выделяют линии сравнения и, обменявшись информацией, заполняют таблицу. При определении линий сравнения можно вынести все предложения учащихся на доску, а затем коллективно выбрать наиболее значимые, важные. Категории сравнения можно выделить как до прочтения текста, так и после. Они могут быть представлены в форме понятий, ключевых слов, рисунков.

Важнейший момент – оценка портфолио. Преподаватель и учащиеся заранее договариваются, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда изучение темы, раздела завершено, учащиеся отберут лучшие из своих работ, составят отчет о проделанной работе и выставляют себе оценку. После этого оценочные действия производятся учителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: